Зачем нужны светоотражатели?
20141127_011
20141127_011
В ТЕМНОТЕ
Наезд на пешехода – второй по распространенности вид ДТП. Пытаемся разобраться, как можно исправить печальную статистику.
Основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток. Свою лепту вносит традиционная любовь россиян к темной одежде. В состоянии ли водитель увидеть вышедших на проезжую часть или бредущих по обочине людей, если они одеты в темные джинсы, куртки, пальто и шапки? Вот и закономерен печальный итог: за первые девять месяцев 2014 года с участием пешеходов произошло 38,8 тысячи ДТП, в которых погибли 4,7 тысячи человек и еще 35,8 тысячи получили ранения.
Чтобы хоть как-то изменить эту тенденцию, требуются серьезные усилия. В первую очередь на государственном уровне. Нужно продолжать инженерное обустройство дорог и улиц – строить подземные и надземные переходы, барьерные ограждения на трассах, заниматься освещением улиц. Необходимо вести пропаганду законопослушного поведения на дорогах среди людей всех возрастов – начиная с детского сада. Однако всё это требует времени (за день и даже за несколько лет всех не отучишь перебегать улицу, где захочется) и колоссальных, миллиардных вложений. Но есть вариант простой и недорогой, который уже сегодня позволит сократить число пострадавших. Это не новость и не открытие – почти каждый знает, что есть такие приметные вещи, как светоотражатели для пешеходов.
Пока одежду со светоотражательными элементами увидишь разве что на дорожных рабочих да сотрудниках ГИБДД. Для них ношение заметной на дороге униформы обязательно, да и вряд ли кто-то в трезвом уме начнет устанавливать барьерное ограждение на трассе, облачившись в черную фуфайку (хотя пару десятков лет назад именно так и было). А вот выйти с ребенком на темную улицу в темной же одежде (чтобы быть незаметнее, что ли?) для нас обычное дело.
Между тем в Европе передвижение пешеходов по дороге в темное время суток без светоотражателей запрещено, за это можно схлопотать серьезный штраф – в некоторых странах до 300 евро. А если вдруг ночью произошло ДТП с участием пешехода, на одежде которого не было светоотражающих элементов, водителя запросто могут признать невиновным. Сделает свои выводы и страховая компания. Впрочем, зачем далеко ходить за примером? Даже в близкой Белоруссии пешеходы обязаны использовать световозвращающие элементы в темное время суток при движении по краю проезжей части, а также при пересечении дороги вне установленных мест. Об этом прямо говорит пункт 17.1 Правил дорожного движения Республики Беларусь.
Вы удивитесь, но аналогичная норма существует и в России – пункт 4.1 появился в ПДД еще в 2006 году. Правда, норма имеет лишь рекомендательный характер и никакого наказания за ее игнорирование не предусмотрено.
ЗАСВЕТИСЬ!
Исследования, которые неоднократно проводились как за рубежом, так и в России (в том числе и нашим журналом), показали: светоотражатели примерно в шесть раз снижают риск наезда на человека в темное время суток. Водитель обнаруживает пешехода с гораздо большего расстояния, чем обычно, – примерно со 150 м (а в дальнем свете фар и вовсе с расстояния до 400 м) – и успевает быстро среагировать. Для сравнения: пешеход в темной одежде в схожих условиях «проявляется», когда до него остается всего 30–40 м, – при скорости автомобиля 50 км/ч да на скользкой дороге избежать наезда едва ли удастся.
Как рассказал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов, идеи по внедрению светоотражающих элементов в качестве деталей одежды или аксессуаров поддержаны на всех уровнях управления. Правда, пока нет законов и положений, которые обязывали бы производителей хотя бы детской одежды использовать световозвращающие элементы, однако это вопрос ближайшего будущего. Но как изменить сознание самих людей, вырвать их из «серой массы», заставить «засветиться»? Особенно тех, кто «до 16» и «после 60»? Это две самые уязвимые возрастные категории!
Генерал Нилов считает, что если родители, собираясь одеть ребенка, принимают во внимание погоду, то следующим пунктом они должны учесть дорожную обстановку. Если ребенок уходит в школу рано утром, когда еще темно, и возвращается после захода солнца, то однозначно он должен быть заметен на дороге. И об этом в первую очередь должны думать его родители.
В безопасности ребенка также должны быть заинтересованы детский сад и школа. Может, через них обеспечивать детей светоотражающими элементами? Стоит также наладить торговлю разнообразными светящимися значками, полосками, браслетами в газетных киосках и билетных кассах. Ведь они совсем недорогие: 50–100 рублей. А там, глядишь, мода на «светлячки» дойдет и до взрослых. Ведь с ними куда меньше шансов попасть под машину и потерять здоровье. А то и жизнь…
БЕЗОПАСНОСТЬ РАДИ ЖИЗНИ
В рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» проводится комплекс мероприятий, направленных на использование различных световозвращающих элементов. Зимой, в условиях плохой освещенности, приспособления, отражающие свет фар, делают пешехода заметным, повышают уровень безопасности граждан, помогают снизить количество ДТП. В рамках выполнения мероприятий ФЦП практически во всех субъектах Российской Федерации проходят акции, призванные обеспечить безопасность самых маленьких участников дорожного движения и снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма.
КАК КРЕПИТЬ СВЕТООТРАЖАТЕЛИ
(советы опытных педагогов)
Виктор НИЛОВ,
начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ
Сейчас будут изменены требования в Правилах дорожного движения, Минпромторг дал поручение о разработке стандартов. Но главное – это восприятие проблемы. Мы неоднократно разбирали ее и пришли к выводу, что одномоментно, щелчком пальцев проблему не решить. Если мы начнем сразу всех наказывать, правильно ли это будет? Нужно идти с нескольких сторон – разъяснение, объяснение, обучение и только потом наказание.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта «За рулем» и Госавтоинспекции МВД России