Жертвы кризиса: российские автодилеры оказались на грани разорения
Открылись в кризис
На фоне падающего авторынка в России открываются все новые автосалоны. Только за последний год количество дилеров увеличилось более чем на сотню, и сегодня на территории нашей страны действует 4075 дилерских центров, подсчитали в «Автостате». Как говорят участники рынка, открытие новых автосалонов планировалось еще несколько лет назад, с расчетом на дальнейший рост продаж автомобилей, которого не произошло.
«Число дилеров на российском авторынке в нынешнем году увеличилось, поскольку 2012-2013 годы были хорошими в авторитейле, в этот момент и принимались решения по развитию сеток всех сегментов в ожидании роста продаж и подписывались протоколы под строительство новых предприятий. Основным направлением импортеров было расширение дилерских сетей для поддержания высоких продаж. В конце 2014 года мы наблюдаем завершение строительства дилерских центров по ранее подписанным договорам, поскольку заморозить строительство в конечной фазе менее выгодно, чем запустить дилерский центр в работу», – говорит коммерческий директор ГК «Автомир» Виталий Грошенков.
Однако в условиях низкого спроса на автомобили, который наблюдается в последнее время, срок окупаемости новых автосалонов значительно возрастает. Тем более что из-за спада продаж обостряется конкуренция между уже действующими дилерскими центрами, и новым игрокам места на рынке попросту не хватает. «В автомобильном бизнесе существует достаточно жесткий отбор участников. Выживает тот, кто обладает опытом работы, компетенцией в автобизнесе и большим количеством дилерских центров, так как несколько автосалонов способны дольше работать в точке безубыточности, – рассказывает вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков. – Сейчас рынок автомобилей уже не тот, что лет 10 назад. Так, например, в 1998 году, когда открывался салон «Ауди Центр Таганка», сумма вложений составляла 1,5 млн долл., и эти инвестиции окупились за 2,5 года. А в открытие «Ауди Центр Восток» в 2013 году в Балашихе было инвестировано уже 20 млн долл., и из-за сложившейся кризисной ситуации на авторынке срок окупаемости, предположительно, составит 15 лет вместо просчитанных изначально 6-7 лет».
Китайцы раскидывают сети
С начала года в России закрылось 64 автосалона, зато появилось 189 новых, что и обеспечило увеличение дилерских сетей. Основной вклад внесли китайские автопроизводители, открыв 161 новый дилерский центр. В результате их общее количество достигло 668, что даже больше, чем у отечественных марок (667 салонов), которые за последний год лишились 44 автоцентров. Как отмечает Владимир Моженков, сегодня экономические факторы играют в пользу развития рынка китайских автомобилей в России. В свете укрепления отношений с Поднебесной перспективы китайских автопроизводителей в нашей стране, по его мнению, достаточно радужные.
Показательно, что дилерские сети по продаже китайских машин растут на фоне сокращения дилеров отечественных автомобилей и массовых иномарок. Конечно, немалую роль в этом сыграл массовый выход на российский рынок новых автопроизводителей из Поднебесной. Так, например, Changan в этом году обзавелся 45 официальными дилерами, Dongfeng открыл 19 автоцентров, JAC – 25. Однако за исключением FAW и Great Wall, у которых число салонов немного сократилось, остальные автопроизводители из Поднебесной активно расширяют свои дилерские сети. А рекордсменом стал самый популярный в России китайский бренд Lifan – количество его дилеров в этом году увеличилось на 27, превысив в итоге 150 автоцентров. Стоит отметить, что больше дилеров в России, если не считать АВТОВАЗа, имеют только Renault, Kia и Chevrolet.
Столь стремительное расширение дилерской сети Lifan гендиректор «Лифан Моторс Рус» г-н Сунь Цзэцзюнь объясняет, прежде всего, гибким отношением к кандидатам на получение статуса дилера, а также быстрым принятием решения о подписании дилерского соглашения. А для начала работы дилеру необходимо выполнить минимальные требования. «Из российских регионов для нас наиболее перспективными являются города — столицы регионов, численностью населения до 1 млн жителей, где еще нет наших дилерских центров, а также города-миллионники, где есть только один наш дилер. В принципе, мы рассматриваем все заявки, однако никогда не планируем расширение дилерской сети там, где существующие дилеры не смогут увеличить общую долю Lifan в региональной структуре продаж», – отмечает г-н Сунь Цзэцзюнь.
Между тем в условиях падения спроса на автомобили в России «Лифан Моторс Рус» не планирует активного роста дилерской сети на будущий год, что, впрочем, не означает замораживание подписания новых дилерских соглашений. «Стратегия на следующий год подразумевает открытие новых дилеров на территориях, где спрос на автомобили есть, а дилеров Lifan еще нет. Плавное географическое распределение нашей целевой аудитории по стране дает нам уверенность в том, что данная стратегия оправдает себя в следующие два года до завершения строительства завода Lifan в Липецкой области», – говорят в компании.
Автосалон возле Кремля
Все больше открывается дилерских центров по продаже автомобилей премиум-марок. За последние пять лет их количество выросло почти в 1,5 раза – с 319 до 464, из них 27 новых автосалонов появилось за последний год. Больше других расширил свое присутствие в России британский Jaguar Land Rover, открывший 8 автосалонов. А вот у BMW, Cadillac и Maserati их стало меньше, причем баварский бренд с 58 дилерами уступил титул лидера по количеству центров Mercedes-Benz (64 салона), пропустив вперед и Audi (59 салонов).
«Количество дилерских центров Audi растет прямо пропорционально спросу. При этом для нас важно не количество дилеров, а их качество, – заявили в пресс-службе Audi Russia. – В связи с непростой экономической ситуацией мы будем аккуратно развивать дилерскую сеть. На следующий год запланировано открытие новых дилерских центров в Москве, Петербурге, Саратове и других крупных городах. А главным событием 2015 года станет открытие флагманского салона Audi City Moscow недалеко от Кремля».
Как отмечают эксперты, продажи автомобилей в премиальном сегменте уже вдвое превышают показатель докризисного 2008 года. При этом премиум-марки продолжают наращивать свою долю на падающем российском рынке – в этом году, по оценкам «Автостата», продажи таких автомобилей остались на уровне прошлого года и составили около 180 тыс. машин. «На сегодняшний день премиум-класс – наиболее прибыльный сегмент, поскольку в кризисный период у клиентов здесь устойчивые покупательские способности, вследствие чего дилеры имеют более стабильный доход от бизнеса», – комментирует Виталий Грошенков.
Массовые закрытия
А вот в сегменте массовых иномарок дилеров становится все меньше, хотя в целом на них приходится свыше половины (почти 56%) от общего числа автосалонов. За прошедший год число дилерских центров по продаже массовых иномарок сократилось на 20 и составило 2276 единиц. Как отмечают аналитики «Автостата», это во многом произошло за счет резкого сокращения дилерских сетей у Uz-Daewoo (на 41 салон) и Fiat (на 30 салонов). Причем если у узбекско-корейского бренда сокращение сети связано с уменьшением числа дистрибьюторов, то итальянцы по-прежнему испытывают последствия разрыва партнерских отношений с «Соллерсом». В целом же, по словам экспертов, основной процесс формирования дилерских сетей иномарок уже завершен – в последние годы идет «ротация» дилеров в пределах 5-10%. Крупнейшими сетями в России располагают Renault, Kia, Chevrolet и Opel, у каждого из которых насчитывается не менее 150 салонов. А больше всего новых предприятий открывает Volkswagen – в этом году впервые распахнули свои двери для покупателей 14 автоцентров марки.
«Мы внимательно следим за развитием ситуации на рынке, оцениваем колебания спроса, планы и темпы развития регионов, их центров и отдельных городов. Отслеживаем актуальную долю рынка марки Volkswagen и оцениваем тот уровень, которого хотели бы достичь, – комментирует PR-менеджер Volkswagen Андрей Гордасевич. – На сегодняшний день в Москве и Санкт-Петербурге мы, в основном, довольны количеством дилеров и эффективностью работы нашей сети, в связи с этим большее внимание уделяем развитию Volkswagen в регионах. В выборе направлений мы ориентируемся на создание дилерской сети, максимально доступной для клиента, с учетом географических особенностей страны. В то же время не забываем и про бизнес-составляющую: наши партнеры должны быть рентабельны – это залог сохранения высокого качества обслуживания, поддержания лояльности наших клиентов и стабильного развития марки в регионах».
Datsun шагает по стране
В этом году пополнил ряды массовых иномарок новый бренд Datsun, в сентябре запустивший продажи своей первой модели – седана on-DO. В настоящее время компания активно развивает дилерскую сеть по всей России. На момент начала продаж было открыто 25 фирменных автосалонов Datsun в основных российских регионах, а до конца марта 2015 года их будет уже 60. Как заявляют в представительстве марки, новые центры Datsun будут появляться каждый месяц, и в течение двух лет дилерская сеть марки достигнет 100 точек.
По словам директора Datsun в России Жерома Сего, компания предоставила приоритет работы с маркой партнерам, имеющим опыт работы с Nissan. По его словам, это дает дополнительные возможности расширения и укрепления бизнеса дилерских предприятий и гарантирует высокое качество услуг для клиентов Datsun.
Что касается отечественных марок, то число их автоцентров сократилось на 6%, до 667 единиц, что напрямую связано с АВТОВАЗом, который за этот год потерял больше всего дилеров – свыше 50. Несмотря на это, дилерская сеть Lada остается крупнейшей в России – она насчитывает более 380 центров. По словам экспертов, снижение количества автосалонов Lada может свидетельствовать об оптимизации фирменной дилерской сети АВТОВАЗа с целью ее более эффективной работы. «Главная задача дилеров Lada сегодня – повышение удовлетворенности потребителя в процессе продажи ему нового автомобиля, а затем при техническом обслуживании, – говорят на АВТОВАЗе. – В партнерстве с альянсом Renault-Nissan АВТОВАЗом четко определены критерии и задачи в отношении качества продаж и послепродажного обслуживания. Выполнение этих задач контролируется с позиций основного вопроса, задаваемого клиентам сервисно-сбытовых предприятий, будут ли они рекомендовать своим знакомым посетить данного дилера».
В российскую глубинку
На территории России дилерские сети размещены весьма неравномерно, говорится в исследовании «Автостата». Больше всего дилеров традиционно располагается в Центральном федеральном округе – 1,2 тыс. центров (около 30% от общего количества). Далее следует Приволжский ФО с почти тысячей автосалонов. В Северо-Западном ФО работает около 490 дилерских центров, чуть меньше – на Урале (около 440). В Сибири находится 410 дилерских центров, в Южном федеральном округе – 380. Более сотни автосалонов расположено в субъектах Северо-Кавказского ФО, а вот на Дальнем Востоке их меньше всего – 69 центров.
По словам экспертов, сегодня наметилась тенденция, когда автопроизводители все больше осваивают провинцию. Во многих регионах количество дилеров постоянно растет, причем, к примеру, в Татарстане, Краснодарском крае, Челябинской и Ростовской областях прирост составляет более 10%. Сегодня дилерские сети выходят за пределы крупных областных центров и осваивают малые города, такие как Волгодонск, Муром, Нягань, Ржев, Серов, Шахты… Также стоит отметить, что в этом году на российский рынок вышли новые китайские бренды, такие как Brilliance, Dongfeng, JAC и Changan, которые в первую очередь устремились в регионы. Как говорит Виталий Грошенков, более перспективное развитие дилерских сетей в регионах обусловлено тем, что там нет перенасыщенности рынка, а минимальная конкуренция позволяет дилерам быть более рентабельными на рынке.
Естественный отбор
Между тем кризис на российском авторынке подчистит дилерские ряды, ведь с учетом нынешнего уровня продаж количество автосалонов стало избыточным. «Надо констатировать, что рынок перенасыщен предприятиями относительно численности продаж. В стратегию при строительстве дилерских сетей закладывали продажу 3-3,5 млн автомобилей, поэтому дилерские сети перегружены или находятся в жесткой конкуренции, – констатирует Виталий Грошенков. – В первой половине 2015 года ожидается падение продаж и как следствие разорение некоторых дилерских предприятий. Можно увидеть активное банкротство, слияние и поглощение мелких сетей. В основном это будет происходить с теми, кто пользовался большей долей заемных средств для строительства новых дилерских центров, получая их в эйфории от растущего рынка».
По оценкам ассоциации «Российские автомобильные дилеры», из-за низкого спроса на автомобили и сокращение объемов сервисных услуг в наступающем году может разориться до 30% дилерских центров. «В период кризиса о рентабельности продаж не может быть и речи, – говорит Владимир Моженков. – В настоящее время многие автодилеры работают или с минимальным доходом – это 1-1,5% рентабельность продаж, или себе в убыток. Прибыль с постпродажного обслуживания также падает: в связи с тем, что продажи автомобилей снизились, доходность сервисного обслуживания уменьшается. Что касается продаж авто с пробегом, то это развивающийся и перспективный рынок, однако пока в нашей стране люди не готовы покупать и продавать подержанные машины через дилерские центры. А учитывая то, что продавец в любом случае хочет продать подороже, а покупатель купить подешевле, около 90% сделок на вторичном авторынке заключается «из рук в руки» со всеми рисками после сделки».
Динамика развития дилерских сетей в России
Изм., шт.