Тест Renault Clio RS и MINI Cooper S: по следам Купера
Сравнивали не в лоб, а ориентируясь на результат, который показала старая «клюшка» в тесте четырехлетней давности (ЗР, 2010, № 11). Понятно, что условия разнятся. Тогда температура воздуха была выше: скромный дисплейчик маршрутного компьютера показывал 16 градусов, а сейчас в углу шикарного «телевизора» мультимедийной системы R‑Link светится скромная цифра 6. Хотя… Тот Clio RS оснащали двухлитровым атмосферником мощностью 200 л.с. Не зря мы окрестили его «последним из могикан»: конкуренты в ту пору уже давно перешли на турбомоторы меньшего объема. Нынешнюю «эрэску» повели по тому же пути: ее 1,6‑литровая наддувная «четверка» – как у «подогретого» кроссовера Nissan Juke. Мощность – вновь 200 сил, но предельный крутящий момент выше (240 Н·м против прежних 215 Н·м) и имеет широкую полку (1750–5600 об/мин).
Турбомотору с промежуточным охладителем окружающая прохлада в масть: нагнетаемый в цилиндры плотный воздух позволит сжечь больше топлива и развить бóльшую мощность. Атмосферный форт сдан – будет ли фора?
Чтобы красавица Clio не вознеслась на божественную высоту, в пару к ней мы определили известного британского спортсмена. Это Mini Cooper S нового поколения – уже третьего с момента возрождения культовой марки в 2001 году. Под его капотом, который по-прежнему служит оправой широко раскрытым фарам, скрывается новый двигатель. И если в Renault пошли по пути даунсайзинга, то свежий турбомотор BMW имеет объем два литра! На версии John Cooper Works и на BMW 225i Active Tourer он будет развивать 234 силы, а наш Cooper S скромнее – всего 192 «лошади» и до 300 ньютон-метров тяги в кратковременном режиме Overboost.
ВДОХНИТЕ ГЛУБЖЕ
Мощность выше у Clio RS, а тяга сочнее у Mini… По паспорту оба хот-хэтча разгоняются до сотни за 6,7 секунды, но есть нюансы! Чтобы при светофорном старте на Clio обштопать соседей, недостаточно утопить газ в пол: роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями выдержит паузу – и только потом бросит момент на ведущие колеса. Надо бы воспользоваться лонч-контролем, но поначалу каждый раз придется заглядывать в инструкцию, чтобы вспомнить, как его задействовать. Вспоминаем: селектор – в мануальный режим, кнопкой на туннеле включаем спортрежим, левую ногу на тормоз, правую – на газ, оба подрулевых лепестка – на себя, теперь повышаем обороты до 2500 об/мин и отпускаем тормоз.
Если соперники еще не уехали на пять корпусов вперед, Clio RS вполне сможет их догнать под отчаянный визг буксующих шин.
И в обычных режимах робот способен удивить – кого приятно, а кого не очень. Поклонники плавных переключений сравнивают коробку Renault с классическими автоматами: чуть нажал, чуть подождал, послушал, как мягко поднялись обороты, – и плавно ускорился. А мне не понравилось! И вовсе не потому, что я гоняю как сумасшедший. Когда машина следует за педалью газа, словно мячик на резинке, дистанцию в потоке поддерживать неудобно. Может, коробка таким образом пытается уберечь сцепления от повышенного износа?
А Mini? В нем тоже живет эконом – но прислушиваться к нему или нет, решает водитель, выбирая нужный режим мехатронного шасси. Экономичный – это жизнь без мяса: если проставить все галочки в «вегетарианском» меню (режим настраиваемый), шестиступенчатый автомат будет до последнего держаться за высшие ступени, а при каждом сбросе газа станет размыкать двигатель и трансмиссию, позволяя двигаться накатом. В качестве утешения – высвечивающийся на спидометре счет на литры, которые ты сэкономил, двигаясь в таком темпе.
Но в обычном режиме управлять разгоном Купера – одно удовольствие. Сколько нажал – столько и получил! Мотор и коробка живут в полной гармонии друг с другом и с водителем. И благодаря этому Cooper S уже не выглядит машиной для эгоиста. Да, он по-прежнему с радостью откликается на руль, но не утомляет в загородных пробегах. Подвеска округло отрабатывает неровности, звуковая картина в салоне гармонична, а на высшей передаче при одинаковых скоростях обороты двигателя Mini на полтысячи ниже, чем у Renault.
НЕ ТОРМОЗИТЬ!
У Clio RS спортивное шасси Cup, и потому выигрыша в плавности хода по сравнению с «британцем» нет. А еще «клюшка» едва ли не шумнее: уже на сотне в стойках ветрового стекла гудит ветер, а естественный голос мотора не такой харизматичный, как басовитый, с хрипотцой рык Купера.
Естественный – потому что водителю и пассажирам предлагают выбрать один из искусственных моторных саундтреков в меню мультимедиасистемы. Здесь и старые реношные спорткары, и Nissan GT-R, и мотоцикл, и даже какой-то футуристический прототип. Долго с таким звуковым сопровождением не проездишь, но поразить красивую спутницу – почему бы и нет?
Еще ее можно поразить на автодроме. Шасси у Clio RS отменное! Как только 18‑дюймовые шины Michelin Pilot Super Sport прогреются, эта маленькая бестия начинает валить – да так, что в высоковато поставленных креслах трудно удержаться. Сносы минимальны, под сброс газа Clio мягко доворачивается – «эрэска» едет очень приятно! И тормоза на протяжении пяти боевых кругов продержались без намека на усталость.
А вот тормозные механизмы Mini сдаются быстрее. Под конец такой же пятикруговой сессии замедляться приходится всё раньше и раньше – скромные диски не в состоянии эффективно рассеивать тепло и сильно перегреваются. И шины здесь более скользкие – 17‑дюймовые Pirelli P7. Однако рулится Cooper S вряд ли хуже, чем Clio RS, – он мчит остро, собранно, классно! Снос заметнее, но такие настройки были типичны и для прошлого поколения.
СЛОВО МАСТЕРА
Олег ПЕТРИКОВ, мастер спорта, вице-чемпион России в классе «Туринг»
У Renault Clio RS великолепные тормоза. В поворотах он ведет себя отлично – лишь слегка провозит переднюю ось. Mini упирается заметнее, а при смене передач в ходовой дуге норовит выскользнуть наружу. Неприятный осадок оставил робот Clio: в автоматическом режиме есть нелогичность и большие задержки в переключении передач. Для трека это неприемлемо.
Пользоваться лепестками ручного выбора передач не очень удобно в обеих машинах. В Mini всё же приятнее – они вращаются вместе с рулем. Впрочем, в Купере ручной выбор не особенно востребован, поскольку вполне хватает расторопности автомата. Оба соперника неидеальны. Слабое место «британца» – тормоза, «француза» – специфический робот.
Мне больше понравился Clio RS: я был уверен, что Мini окажется острее, но управляемость интереснее именно у Renault. Существовала бы в природе версия с механикой – она однозначно была бы быстрее Купера.
И мотор с коробкой в спортивном режиме полностью оправдывают ожидания пилота: под сочные отстрелы глушителя на Купере можно быстро ехать и в автоматическом, и в ручном режиме коробки. В первом случае она логично и быстро подтыкает нужные передачи, а во втором – честно держит выбранную ступень, как и положено спортивному автомобилю. Вот только номер выбранной передачи, высвечиваемый в комбинации приборов, читается неважно. И тахометр мелковат.
Clio RS в автоматическом режиме расстраивает задержками и своенравностью робота. Короткое нажатие кнопки RS DRIVE, включающей спортивные настройки, не спасает: коробка может подоткнуть низшую передачу, а может задержаться на высшей, испортив разгон. В ручном режиме коробки и при активации алгоритма Race отключается система стабилизации, время смены передач сокращается с 200 до 150 миллисекунд, а менять их придется самостоятельно. Лучше? Да, но требуется привычка: при отключенном контроле тяги колёса легко сорвать в пробуксовку, а орудовать серпами подрулевых переключателей, жестко закрепленных на рулевой колонке, неудобно.
В итоге разница во времени круга на «Смоленском кольце» между прошлым и нынешним поколениями Clio RS – один миг, ровно секунда. И быстрее на треке была именно прежняя «клюшка» – с расширенной колеей, честной механикой и заводным двухлитровым атмосферником. А Cooper S оказался ближе к нашему воплощению героя Фенимора Купера: Mini даже на холодном асфальте и не самых «липучих» шинах уступает «последнему из могикан» – старому Clio RS – лишь 0,2 секунды на круге. И выигрывает у нынешнего 0,8 секунды. За Mini и победа в тесте!