Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Автопилотируемые машины и Россия: сойдемся ли характерами?

Знакомые с детства слова сегодня неожиданно обретают новое звучание. Например, «самодвижущийся экипаж». Или того проще – «автомобиль». Получается «САМОдвижущийся АВТОмобиль». Очень созвучно с «автомат», «автопилот»… То есть нечто самостоятельное, не зависящее от человека. Увидим ли мы на наших улицах автопилотируемые машины без водителей за рулем?
Полная версия
Чем бы таким заняться в автопилотируемом автомобиле в свободное от рулежки время?..

Рекламные ролики на эту тему давно разбрелись по Сети. Уважаемые немецкие герры свои выводы уже сделали. Так, глава Союза немецких автопроизводителей (VDA) Маттиас Виссманн убежден, что в ближайшем будущем автопилотируемые машины будут сами кататься по парковке в поисках свободного места, а также расплачиваться за нее и следовать на зов хозяина. Следующий шаг – автострады.

Глава подразделения разработок Audi Ульрих Хакенберг настроен более решительно: дескать, мы отстаем! И если завтра в Германии не разрешат автопилотируемые машины, то послезавтра вперед вырвутся США, Великобритания и… правильно, КНР!

Действительно, американцы уже разрешили кое-где тест-драйвы автономных машинок. Кстати говоря, речь идет о немецких прототипах… Недавно подопытная Аudi А7 самостоятельно проехала 900 км от научного центра в Силиконовой долине до электронной выставки CES в Лас-Вегасе. И не секрет, что техническая возможность автопилотирования будет отработана раньше законодательной базы. Mercedes-Benz уже показал в Лас-Вегасе автономный прототип F015 luxury in motion: на дороги он сможет выйти в следующем десятилетии. Основные технологии уже созрели для серийного производства.

Встреча той самой Аudi в Лас-Вегасе. Каждые 100 миль на водительском месте сменялся журналист. Рядом сидел спец немецкого автопроизводителя — на всякий пожарный. Журналисту было велено не мешать автопилоту

Кстати, компания Allianz поторопилась застолбить страхование таких автомобилей. Очень интересно, как страховщики будут оценивать свои риски: ведь вместо «талантов» разгильдяя-водителя придется взвешивать компетентность инженера-электронщика, программиста-айтишника и китайца-сборщика!

Хорошо это или плохо? По мнению того же Хакенберга, очень хорошо, поскольку основной причиной внедрения автономного вождения он считает безопасность. По его словам, 90% всех ДТП происходит вследствие человеческого фактора. А коли так, то гуманизм заставит законодателей в ближайшие 5-10 лет выпустить такие машины на автобаны. А еще лет через пять – и на городские улицы.

Еще буквально вчера всяческие автомобили роботы выглядели как игрушки.

Возвращаясь к немцам, отметим, что новая Audi A8 сможет ездить автономно со скоростью до 60 км/ч. Через 3–3,5 года будет готова серийная система с максималкой в 140 км/ч. И конечно, подобная электроника найдет свое место и в более доступных моделях. А потому на дороги выйдут автомобили-роботы. И масштабы связанных с этим перемен перевешивают все связанное с новыми гаджетами и прочими телевизорами. Как уже  перевесили их на последней выставке бытовой электроники CES в Лас-Вегасе автомобили с автопилотом и Интернетом.

Мы в России пока что не воспринимаем это всерьез. Потому что отлично понимаем: любой автопилот на наших дорогах неизбежно свихнется. Ему подавай разного рода правильные разметки, знаки и прочие признаки цивилизации. Однако есть куда более интересный нюанс.

Судите сами. Разного рода темпоматы, поддерживающие скорость на заданном уровне, появились давно – механические, потом электронные. Затем роботы научились оценивать дистанцию, обрели возможность тормозить. Сейчас они активно учатся рулить. Но что они будут делать на обыкновенном российском шоссе, если какой-то добрый человек вдруг вылетит на обгоне тебе в лоб? Мы-то ко всему привычные и будем драться за жизнь до последнего: например, крутанем руль и уйдем в кювет! А вот автопилот этого делать точно не станет. Пилить по скучному автобану, когда хозяина клонит ко сну – это пожалуйста, а вот при нештатной ситуации автопилот  сможет только замигать лампочками, запищать и т.п. – в общем, позвать хомо сапиенса на помощь! Если не проснешься – остановит машину. Только вот успеет ли расслабившийся водитель отнять у робота руль?

Автопилот видит все. Но все ли он понимает?

Кстати, тут же проглядывается хакерский мотив. Почему бы не швырнуть не нравящийся тебе автомобиль с моста в Яузу или еще куда? Напомним, что в редакции журнала «За рулем» была вредная Lada Priora, руль которой периодически начинал крутиться сам – и только водитель мешал ему пакостить.

Если индикатор зеленый, то можете вздремнуть. Но лучше не стоит: вдруг вспыхнет красный?

Теперь пару слов насчет городов. У них в городах быстро давно никто не ездит, а потому и серьезной аварийности, в общем-то, нет. Там погибают именно на шоссе – из-за скоростей и невнимательности: то есть как раз от того, от чего автопилот может избавить. Усталость, сонливость и т.п. У нас же другая статистика несчастных случаев из-за городских гонок на выживание. Наш город – сплошная нештатная ситуация. А потому руль надо брать самому.

Если загорается красный индикатор, то автопилот просит о помощи: мол, хватай руль сам!

И в городе, и за городом. Если, конечно, где-то не оборудуют образцово показательную трассу – эдакий аттракцион. Может быть, ею станет новая М-11?

Но в целом будущее вполне понятно. Автопилотируемые машины и их радары не боятся ни дождя, ни тумана, ни темноты. Камеры могут работать в ИК-диапазоне – в общем, это надежнее зрения. Компьютер фактически превратился в маленькую флешку – это уже не тот ящик с вентиляторами под столом и телевизором перед носом. Поэтому уже в ближайшее время придется менять главный постулат Венской конвенции 1968 года. Дескать, «водитель обязан постоянно контролировать свой автомобиль». В прошлом году ООН внесла дополнение: «Автономные системы допустимы, если они могут быть отключены водителем в любой момент». Отсюда следует, что даже в автономном авто водителю пока придется иметь права.

Но хуже другое: если все автомобили потихоньку обретут подобные «мозги», то платить за этот самый автопилот все равно придется. Вне зависимости от того, будешь ты им пользоваться или нет.

Где у нас руль? Вроде бы еще есть. Но это скоро пройдет...

 

Подпишитесь на «За рулем» в

Колодочкин Михаил
13.01.2015
Поделиться: