Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Как правильно купить автомобиль?

Купить автомобиль сегодня, да так, чтобы потом не было мучительно больно за бездарно потраченные деньги, - большое искусство. Для тех, кто в ближайшее время намерен приобрести машину, Максим Приходько подготовил памятку, которая поможет избежать опрометчивых шагов.
Полная версия

ДЕЛАЙ РАЗ...

Определившись с маркой, приступайте к поиску автосалона. Дилер должен быть официальный. Встречаются и новые авто, завезенные так называемыми серыми дилерами. На их товар фирма-изготовитель гарантию не дает – только магазин. Найти продавца, который не подведет, надежнее всего на сайте производителя – здесь всегда публикуют список дилеров, которым предоставлены полномочия продавать и обслуживать сертифицированный (!) автомобиль. Отпускные цены на авто, в принципе, едины, соответственно, шанс заработать на машине "сверх того" возникает у продавца лишь на игре с различным допоборудованием – вот отчего цена на одну и ту же модель может разниться. Не поленитесь обойти трех-четырех дилеров – вполне возможно, искомую машину найдете в салоне на другом конце Москвы. Не жалейте ног! А может, они и не устанут: ко многим дилерским центрам на периферии столицы курсируют бесплатные микроавтобусы.

ДЕЛАЙ ДВА...

Денег на покупку отмеряйте с запасом. Страховка (включая добровольную), постановка машины на учет, дополнительное оборудование (вплоть до ковриков и аптечки с огнетушителем) – прикиньте, на какую сумму все потянет. И свыкнитесь с мыслью, что это не "сверх", а входит в стоимость приобретения.

Нацелившись купить конкретную модель в определенной комплектации, не сходите с курса: дилер, словно змей-искуситель, попытается соблазнить либо той, что выше классом, либо оснащенной побогаче. Сможете сэкономить, если не откажетесь приобрести машину 2008 года выпуска. При прочих равных, прошлогодние до сих пор можно сторговать с хорошей скидкой. Возможно, авто окажется не того цвета, зато с большим набором опций или подарками. Смелее расспрашивайте менеджера о подробностях и уточните, что за подарок вам обещают: не всегда это полезная вещь.

ДЕЛАЙ ТРИ...

Найдя искомую модель, не спешите заполнять договор. Документ этот зачастую весьма обширный и многостраничный, напечатан мелкими шрифтом – с налета его не возьмешь. Договоры составляют юристы автосалонов, причем всегда "в пользу" продавца. Обязательно попросите бланк договора "на вынос" и дайте прочитать хорошему юристу. Цель – найти салон, где предлагают договор, учитывающий интересы обеих сторон. Поверьте, и такие встречаются!

ДЕЛАЙ ЧЕТЫРЕ

Никогда не забирайте автомобиль под вечер, тем более за час до закрытия магазина. Случается, машину повреждают при транспортировке, а то и вовсе "роняют" с автовоза. Так что дождитесь света дня, чтобы внимательно осмотреть покупку: не повреждено ли лакокрасочное покрытие, однороден ли цвет, соответствует ли заказанной комплектация. И не поддавайтесь соблазну заказать дорогущую услугу постановки авто на учет – это не так тягомотно, как раньше. Согласно приказу МВД РФ № 1001 вся процедура должна занимать три часа. В Москве в этот временной отрезок укладываются все МОТОТРЭРы, а за "овертайм" гаишников строго наказывают. Так стоит ли сорить деньгами? Лучше внимательно проверьте еще раз все документы – и счастливой дороги!

P.S. Покупка авто – дело архинепростое, хлопотное. Переварить, что понаписали дилеры в договоре, нелегко, распознать в его нюансах все возможные последствия способен только юрист. Непонятное же настораживает и часто отталкивает. А это проблема не столько покупателя, сколько продавца: дилерские склады нынче затоварены. Самый результативный, на наш взгляд, выход из ситуации – делать документ о купле-продаже четким, а также, насколько это возможно, кратким, с понятными формулировками, избегать двоякого толкования. А иначе, господа дилеры, не видать вам нас, покупателей.

КОММЕНТАРИЙ К ВАРИАНТУ РЕАЛЬНОГО ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ОДНОГО ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДИЛЕРОВ (спорные моменты снабжены нашими пояснениями)

1.1. Характеристики и комплектация Товара могут быть изменены ПРОДАВЦОМ в одностороннем порядке в связи с изменением политики производителя (импортера) в области продаж и производства автомобилей. ПОКУПАТЕЛЬ о данных изменениях уведомляется ПРОДАВЦОМ по телефону, указанному в настоящем договоре.

Такие условия не предотвращают ситуации, когда по телефону потребителю предложат один автомобиль, а привезут другой. Может, продавец даже позвонит и скажет, что поступило нечто иное, в отличной от заказанной комплектации, но покупатель все равно будет обязан оплатить поступившее по цене, указанной в договоре, и принять такой автомобиль.

2.3. Цена Товара может быть изменена ПРОДАВЦОМ в одностороннем порядке в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, ценовая политика производителя либо импортера, акты государственных органов и т. п.). ПОКУПАТЕЛЬ об изменении цены уведомляется ПРОДАВЦОМ по телефону, указанному в настоящем договоре.

То же, что и в случае с комплектацией. Речь о дистанционной продаже товара – когда покупателя знакомят с  товаром не непосредственно, а по описаниям в буклетах, проспектах, на основании устной информации и т. п. Такой способ продаж предусмотрен статьей 26.1 закона "О защите прав потребителей". В ней говорится, что при дистанционной продаже потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре. Менять эту информацию, лишая потребителя возможности отказаться от приобретения, нельзя. Надо знать, что потребитель, если он сможет доказать, что ему предоставляли иную информацию, имеет право в принудительном порядке потребовать от продавца заключения договора на конкретный автомобиль по конкретной цене.

Кроме того, даже если товар был продан не дистанционно, определение в договоре цены является согласованием существенного условия данного договора. И менять цену продавец не вправе, так как это будет нарушением права потребителя на информацию о товаре (статья 10 Закона).

3.5. В случае, если цена Товара установлена в условных денежных единицах, оплата Товара производится в рублях РФ по курсу соответствующих условных денежных единиц Банка России на дату платежа – согласно ст. 317 ГК РФ.

Статья 10 закона "О защите прав потребителей": цена должна быть определена в рублях. И точка!

4.1. В случае, если предметом настоящего Договора является Товар, который будет приобретен ПРОДАВЦОМ в будущем, Товар подлежит передаче ПОКУПАТЕЛЮ только после оплаты ПОКУПАТЕЛЕМ его полной стоимости в течение 10 (десяти) банковских дней с даты поступления Товара и относящихся к нему документов (в т. ч. паспорта транспортного средства) на склад ПРОДАВЦА. При наличии Товара на складе ПРОДАВЦА Товар должен быть передан ПРОДАВЦОМ и принят ПОКУПАТЕЛЕМ в течение 3 (трех) календарных дней после осуществления ПОКУПАТЕЛЕМ полной оплаты Товара. Передачей Товара согласно настоящему Договору является оформление паспорта транспортного средства (далее – "ПТС") на Товар на имя ПОКУПАТЕЛЯ. Оформление ПТС означает, что право собственности и все связанные с этим риски на Товар перешли от ПРОДАВЦА к ПОКУПАТЕЛЮ.

Нельзя слепо подписываться под этим пунктом: если ПТС оформят, а товар фактически не передадут (в последнее время случаи подобного рода нередки), придется обращаться в суд – и только израсходовав миллионы нервных клеток, с его помощью можно будет истребовать автомобиль "из чужого незаконного владения".

4.5. В случае обнаружения повреждений или несоответствия комплектации Товара условиям Договора до оформления ПТС, ПОКУПАТЕЛЬ должен немедленно заявить об этом ПРОДАВЦУ письменно. После оформления ПТС ПОКУПАТЕЛЬ не вправе ссылаться на явные дефекты Товара (дефекты, которые видны при обычном способе осмотра).

Но тогда в этом же договоре, рядышком, должно быть зафиксировано обязательство продавца предоставить на осмотр товар, то есть автомобиль, до момента оформления ПТС, провести осмотр по устраивающему обе стороны регламенту (скажем, днище следует проинспектировать, ведь может быть вмятина на защите или на внутренней стороне колесного диска. Это явный дефект?А проехать хотя бы по товарной стоянке, чтобы послушать, нет ли стука в подвеске?) и актом зафиксировать согласие покупателя принять автомобиль в представленном виде. Кроме того, надо бы вписать в договор обязательство продавца предупредить покупателя о дате оформления ПТС – ведь зачастую не извещают.

Кстати, это больше в интересах продавца, чем покупателя, так как он, покупатель, вправе отказаться от товара в любом случае, а при наличии дефекта – тем более. Вне зависимости от момента оформления ПТС.

5.1. ПРОДАВЕЦ предоставляет ПОКУПАТЕЛЮ гарантию на Товар – срок, в течение которого ПРОДАВЕЦ обеспечивает устранение дефектов и/или замену дефектных частей в Товаре бесплатно, если соответствующие дефекты в Товаре возникли по вине завода-изготовителя.

По статье 5 закона "О защите прав потребителей" гарантия – это срок, в течение которого устраняются все недостатки, а не только те, которые возникли по вине изготовителя.

...Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части Товара указаны в гарантийной (сервисной) книжке, которая является неотъемлемой частью настоящего Договора. ПОКУПАТЕЛЬ вправе предъявить ПРОДАВЦУ требования, связанные с недостатками комплектующего изделия или составной части Товара, только если такие недостатки выявлены в течение гарантийного срока на такое комплектующее изделие или составную часть Товара на диагностическом оборудовании ПРОДАВЦА.

Это положение незаконно. Закон предоставляет потребителю безусловное право требовать устранения недостатков при их обнаружении, в том числе и не на диагностическом оборудовании продавца (статья 18 закона "О защите прав потребителей").

...ПРОДАВЕЦ не несет ответственности за качество исполнения работ в случае проведения проверки качества и ремонта Товара третьими лицами. ПРОДАВЕЦ и ПОКУПАТЕЛЬ настоящим соглашаются, что ПРОДАВЕЦ обеспечивает устранение дефектов Товара, возникших по вине завода-изготовителя, без необоснованных задержек при наличии технической возможности. В любом случае срок устранения дефектов, возникших по вине завода-изготовителя, не может превышать 45 рабочих дней (1080 нормочасов) с даты выявления недостатка на диагностическом оборудовании ПРОДАВЦА. В случае, если во время устранения дефектов Товара, возникших по вине завода-изготовителя, станет очевидным, что они не будут устранены в указанный срок, Стороны определяют новый срок.

И это незаконный императив. Закон позволяет потребителю в этом случае отказаться от договора купли-продажи либо от аналогичного договора на ремонт или потребовать возмещения расходов на устранение недостатка третьими лицами.

5.3. ПРОДАВЕЦ обращает внимание, а ПОКУПАТЕЛЬ соглашается с тем, что в ходе эксплуатации Товара при пробеге до 5000 км у Товара могут проявляться несущественные отклонения от показателей или технических характеристик, заявленных производителем Товара, которые не являются недостатками Товара.

Под "несущественные отклонения" можно подвести что угодно. Эту слишком общую формулировку следует конкретизировать.

7.2. Односторонний отказ ПОКУПАТЕЛЯ от исполнения настоящего Договора без уплаты ПРОДАВЦУ каких-либо санкций допускается в случае несоответствия Товара предмету настоящего Договора, а также в случае изменения цены Товара и принимается ПРОДАВЦОМ до оформления ПТС на Товар на имя ПОКУПАТЕЛЯ.

Все, что связано с формлением ПТС, не зависит от покупателя, тогда как изменения цены и комплектации напрямую зависят от продавца. Следовательно, налицо признаки навязывания кабальных условий сделки, что нельзя квалифицировать иначе, как злоупотребление продавца своим положением.

...Отказ должен быть составлен в письменной форме, с указанием обстоятельств, являющихся причиной отказа от исполнения Договора. В этом случае ПОКУПАТЕЛЮ возвращается сумма внесенной предоплаты в порядке, предусмотренном п. 10.7.

Упомянутый отказ потребителя от товара - его безусловное право: он может в любой момент отказаться от него при наличии недостатков, и ограничивать это право потребителя нельзя.

7.5. В случае отказа от исполнения настоящего Договора по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ, ПОКУПАТЕЛЬ обязуется вместе с соответствующим письменным обоснованным заявлением об отказе от исполнения Договора представить ПРОДАВЦУ: снятый с регистрационного учета в органах ГИБДД Товар; ПТС с отметкой о снятии Товара с регистрационного учета в органах ГИБДД; два комплекта ключей; гарантийную (сервисную) книжку; инструкцию по эксплуатации.

Такой обязанности у потребителя по закону нет, и никакой суд не заставит покупателя проделывать все то, что перечислено в этом пункте договора. Другое дело, приличные люди не задумываясь вернут все то, что прилагается к автомобилю, – ключи, сервисную книжку и т. п.

...Дополнительное оборудование, установленное ПОКУПАТЕЛЕМ на Товаре не у ПРОДАВЦА, должно быть демонтировано за счет ПОКУПАТЕЛЯ. При отсутствии технической возможности демонтировать указанное оборудование денежные средства за него ПРОДАВЦОМ ПОКУПАТЕЛЮ не возмещаются. Автомобиль должен быть вымыт, иметь товарный вид; кузов, салон, комплектность должны соответствовать условиям настоящего договора. Заявления об отказе от исполнения Договора рассматриваются ПРОДАВЦОМ в соответствии с процедурами, установленными импортером (изготовителем). При наличии в Товаре механических и эксплуатационных дефектов, отказов, иных негарантийных недостатков и неисправностей, с ПОКУПАТЕЛЯ удерживаются суммы на устранение данных неисправностей.

Никакого перерасчета покупной цены в этом случае не производится (статья 24 закона "О защите прав потребителей"). Потери допоборудования в описанных условиях рассматриваются как убытки потребителя, и он как раз вправе требовать возмещения их стоимости (статья 18 закона "О защите прав потребителей"). Ведь магнитолу, охранную систему и прочее мы устанавливаем, не рассчитывая, что придется тратиться на их демонтаж, – к нему побуждают дефекты в автомобиле.

8.1. Стороны примут необходимые меры к тому, чтобы любые спорные вопросы, разногласия либо претензии, которые могут возникнуть из (или касаются) настоящего Договора, были урегулированы путем переговоров. В случае, если Стороны не достигнут согласия в претензионном порядке в течение 60 календарных дней, споры между Сторонами подлежат разрешению в суде по месту нахождения ответчика в соответствии с действующим законодательством РФ.

Статья 17 закона "О защите прав потребителей" говорит о том, что потребитель сам вправе выбрать подсудность, то есть место, где будет проходить заседание суда.

Подпишитесь на «За рулем» в

23.09.2009
Поделиться: