Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Тревожное лето на балтике

ТРЕВОЖНОЕ ЛЕТО НА БАЛТИКЕ
Полная версия

ЭКОНОМИКА

/ПЕРСПЕКТИВЫ

ТРЕВОЖНОЕ ЛЕТО НА БАЛТИКЕ

"АВТОТОР" ОТПРАЗДНОВАЛ ПЯТИЛЕТИЕ - ЧТО В БУДУЩЕМ?

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

Конец нынешней весны и начало лета выдались в самом западном российском регионе и радостными, и тревожными. С одной стороны, там шумно отпраздновали первую круглую дату начала сборки автомобилей в ЗАО "Автотор" (а это, как никак, самый успешный инвестиционный и конверсионный проект в регионе), с другой - оказались перед угрозой ужесточения пограничного и таможенного режима, исходящей от Евросоюза. Не исключено, что уже с лета будущего года, чтобы попасть из этой российской области в Москву, понадобится шенгенская виза. А это неизбежно отразится на работе местных автосборочных предприятий. Но сначала - о хорошем.

ПЯТЬ ЛЕТ УСПЕХА

Крупноузловая сборка легковых автомобилей из привозных узлов и деталей началась в Калининграде в мае 1997 года. Это были модели корейской фирмы КИА: "Авелла", "Рокста", "Кларус", "Спортидж" и микроавтобус "Беста". Тогда многие восприняли проект с сомнением - дескать, нашли еще один способ "ухода" от таможенных пошлин. Но сегодня на двух площадках собирают БМВ третьей и пятой серий, а также автомобили КИА: легковые "Маджентис" и "Рио", мини-вэн "Карнавал", вседорожники "Спортидж" и "Гранд Спортидж". В конце прошлого года у "КИА моторс" была выкуплена генеральная лицензия на производство "Спортиджа" - его выпуск в Корее прекращен, а поставлять, в том числе и на экспорт, будут из Калининграда. Это уже своего рода прорыв.

За пять лет с момента пуска конвейеров собрано 14 тыс. автомобилей - почти 9 тыс. КИА и 5 тыс. БМВ. Прирост производства в 2000 году составил 198%, а в 2001-м - 76%. По итогам 2001 года "Спортидж" из Калининграда вышел на второе место по продажам в своем классе на российском рынке (всего продано более 2000 "спортиджей", собранных на "Автоторе"). Сейчас идет глубокая модернизация вседорожника. За пять лет капиталовложения в производство превысили 200 млн. долл., на предприятии создано около 3500 рабочих мест. Уже этим летом в Калининграде начнется сборка пассажирских автобусов польской фирмы "Аутосан" (проектная мощность конвейера - 1000 штук в год), идут переговоры с германской фирмой о производстве сельхозтехники... Словом, поводов устроить праздник было достаточно.

Он, собственно, и состоялся. В рамках торжества журналистам предложили сменить профессию - два дня поработать на конвейере, где сваривают, окрашивают и собирают "спортиджи". В итоге два автомобиля с памятными табличками о том, что собраны журналистами, торжественно покинули конвейер. Позже нам предоставили возможность протестировать "нашу сборку" в прибалтийских песчаных дюнах. Оба "Спортиджа" вели себя достойно.

ВЕТЕР С ЗАПАДА

"Автотор" сегодня одно из самых передовых и перспективных наших автосборочных производств. Среди основных его преимуществ - место нахождения в Калининграде, где действует режим свободной экономической зоны. Ко всему прочему, здесь своя производственная инфраструктура, крупный транспортный узел, есть рабочая сила и т. д. Но сегодня все эти плюсы могут быстро улетучиться, если Евросоюз с будущего лета введет здесь жесткий пограничный и таможенный режим. Чтобы получать машинокомплекты и комплектующие из Кореи и Германии, а затем отправлять готовые автомобили на Большую землю, потребуется регулярное морское сообщение, а может, и воздушный мост. Как быть с перспективными российскими производителями комплектующих, на которых тоже делается ставка? Не дешевле ли брать детали в Германии? Тогда - прощайте, планы локализации?

В принципе, на двух площадках завода уже можно собирать до 35 тыс. автомобилей в год. Российский рынок пока не готов востребовать такое количество, но привлекательная цена позволит тому же "КИА-Рио" подобраться к лидерам продаж - "Дэу-Нексия" и "Шкоде-Фабия".

Кстати, чтобы захватить еще один сегмент рынка, на "Автоторе" в ближайшее время намерены освоить еще одну модель, от нового производителя. Какую конкретно - скоро узнаем: известно только, что это европейский автомобиль "гольф-класса" и переговоры практически уже завершены.

В общем, нынешнее тревожное лето может стать для "Автотора" решающим и определить пути развития и перспективы завода на годы.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.08.2002
Поделиться: