Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Крэш-тест нового Volvo ХС90: антикиллер

Нестандартный крэш-тест нового Volvo ХС90. При чем тут «канава»?
Полная версия
Volvo ХС90. Производство Швеция. В продаже с апреля 2015 года

Из гигантского ангара на скорости 80 км/ч вылетел горчично-желтый ХС90. Внутри у меня все сжалось: ехать-то ему некуда! Справа лесополоса, слева вырыта сточная канава, а прямо по курсу возвышается насыпь шоссейной развязки…

Спустя мгновение XC90 цепляет колесами эту канаву, вспарывает передним бампером грунт – и взмывает в воздух! Пролетел он метров десять, гордо задрав нос. Приземлился на задние колеса, практически оторвав задний бампер, а затем жестко плюхнулся оземь передними. Я добежал до машины одним из первых. Левую подвеску вывернуло с мясом, но кузов практически цел. Отдай такого калеку нашим гаражным умельцам – и через неделю будет как новенький. И это крэш-тест? Профанация!

CRASH! BOOM! BANG!

Помните этот хит шведской группы Roxette? Наверняка помните! Группа самобытная, с другими не перепутаешь. На русский название песни можно перевести так: «Всё бьется вдребезги». По иронии судьбы, этот коллектив был основан невдалеке от Гётеборга, родины Volvo.

С виду полет отнюдь не смертельный. В ралли и не такие случаются.

На слово «вдребезги» сотрудники Volvo, я полагаю, наложили табу. Ведь фирма заточена на обратное! Машины Volvo всегда отличал высокий уровень безопасности. Именно шведы первыми применили трехточечные ремни безопасности, позволившие резко сократить смертность в авариях. Позже внедрили систему SIPS (перераспределение энергии бокового удара по всему кузову), а затем BLIS (обнаружение движущихся объектов в слепой зоне) и City Safety (автоматическое торможение перед препятствием). Это прорывные технологии, позволившие вольвовцам находиться в авангарде борьбы за повышение безопасности.

Volvo проводит крэш-тесты не только по общепринятым методикам, но и по собственным, среди которых такие не слишком известные, как «Вылет с дороги», «Приземление на неровную дорогу». И «Канава», ради которой я и приехал в Гётеборг.

Ангар, из которого выскочил XC90, – это коридор с разгонной катапультой, часть исследовательского комплекса Volvo, хорошо известного нашим читателям. Канава – «тарированная», вырытая с таким расчетом, чтобы обеспечить взлет автомобиля и последующее жесткое приземление. Зачем?

Каждая авария уникальна. В таком положении ХС90 замер при повторном крэш-тесте типа «Канава».

Специалисты фирмы Volvo десятки лет собирают статистику ДТП и уверяют, что около половины тяжелых травм позвоночника получено как раз в таких авариях – когда машина вылетает с дороги и затем плюхается на землю.

Удары и в самом деле были жесткими: даже колесные диски раскололись! И фронтальные подушки безопасности раскрылись. Но со стороны всё выглядело безобидно. На раллийных допах гонщики частенько приземляются жестче (вспомните знаменитый 60‑метровый полет Евгения Новикова в Финляндии) – и ничего, все в порядке. С этими сомнениями я и подошел… к блондинке!

Лотта Якобссон – старший технический специалист Volvo по системам безопасности. Об авариях и способах борьбы за жизнь людей она знает всё.

Не ожидал, что после короткого полета могут быть такие разрушения: на передних колесах живого места не осталось!

– Да, летальный исход при такой аварии маловероятен. Однако получить травму позвоночника, вплоть до компрессионного перелома, можно запросто! Но не в новом XC90. Мы оснастили его не только автоматическими преднатяжителями ремней безопасности, но и другими хитрыми системами.

Лотта подвела меня к распотрошенному водительскому креслу.

– Между рамой сиденья и подушкой мы внедрили специальные энергопоглощающие элементы, способные деформироваться при сильном ударе. Разрушаясь, они помогают компенсировать перегрузку, возникающую при жестком приземлении. Наша разработка ослабляет на треть воздействие на человека вертикальных нагрузок и существенно снижает риск травмирования позвоночника. Этот узел после саморазрушения уже не восстановить – нужно ставить новый. Все просто!

На этом многоосевом симуляторе изучается влияние перегрузок на спину. Манекен мотает так, что не успеваешь следить за ним глазами!

Насчет «тарированной» канавы я, конечно, пошутил. Шведы признают, что добиться абсолютной повторяемости экспериментов практически невозможно: любое смещение машины относительно намеченной траектории или иная плотность грунта изменяют траекторию полета – вплоть до последующего переворота на крышу.

А сколько будет стоить «реконструкция» сидений после аварии? Мне никто не смог ответить. Думаю, операция влетит в копеечку. Но жизнь дороже. Не сомневаюсь, что «антиударные» сиденья вскоре появятся и у других производителей.А это значит, что идеи шведских инженеров сохранят здоровье немалому количеству людей.

НЕ ВДРЕБЕЗГИ

Помимо чудо-кресел на новом ХС90 появилось немало прежде не применявшихся на Volvo систем и устройств – например, система удержания автомобиля в своей полосе движения. Хотя едва ли это можно назвать новшеством. Активные светодиодные фары – тоже не прорывная технология. Равно как и автоматическое торможение (вплоть до полной остановки) после аварии, позволяющее избежать повторных столкновений.

В недрах обычного с виду кресла скрывается новаторская начинка.

Но хватает и свежих разработок. Например, система мониторинга усталости водителя подсказывает ему ближайшее место, где следует остановиться и отдохнуть (эх, какой простор для рекламщиков!). Задние радары обнаруживают риск наезда сзади и включают задние указатели поворотов, чтобы привлечь внимание водителя машины, идущей следом. Наконец, шаг вперед сделала система City Safety, обнаруживающая препятствия прямо по курсу (это может быть автомобиль, велосипед или пешеход) и автоматически сбрасывающая ход перед ними: теперь она отдаст команду на торможение, когда ХС90 начнет поворачивать перед двигающейся навстречу машиной.

В общем, куда ни глянь, всюду страхующая электроника. Еще несколько лет, и она целиком возьмет на себя функцию вождения. А что? Не устает, не ошибается.

Но одной электроникой не обойтись: железо тоже важно. Именно поэтому разработанные шведами безопасные для позвоночника сиденья – огромный шаг вперед.

На наших дорогах – с их высокими насыпями, глубокими сточными канавами и хлипкими ограждениями – они будут особенно актуальны, поскольку каждый вылет с асфальта чреват тяжелыми последствиями. И если эти сиденья в самом деле сохранят кому-то позвоночник, а может, и жизнь, значит, вольвовцы идут верным путем – несмотря на то, что показательный крэш-тест с канавой меня не впечатлил. 

  

Подпишитесь на «За рулем» в

Тимкин Юрий
08.02.2015
Поделиться: