Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Эксперимент "би-пи"

ЭКСПЕРИМЕНТ "БИ-ПИ"
Полная версия

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ИННОВАЦИИ

ЭКСПЕРИМЕНТ "БИ-ПИ"

АЗС НА СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЯХ

ТЕКСТ / ФЕДОР МАСЛОВ

Не так давно в Москве произошло примечательное в некотором роде событие. На юго-западе столицы появился автозаправочный комплекс с комбинированным энергоснабжением - одна часть необходимой электроэнергии поступает, как обычно, из городской сети, а другая... от солнечных батарей.

ПЕРСОНАЛЬНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Сразу же приходит на ум, что это рекламный ход хорошо известной компании. Но когда узнаешь подробности, думаешь иначе.

Перед вами уже 36-й по счету автозаправочный комплекс "Би-Пи" в Москве и области. С традиционно богатым набором топливораздаточных колонок, магазином, автомойкой. В новом комплексе, видимо, по принципу "обслуживать лучше, чем у соседа", поставлена целая стена холодильников, открыт кафетерий, полно кондиционеров. Все это существенно увеличивает расходы электроэнергии, при том, что холодильнику или кондиционеру все равно, сколько автомобилей в данную секунду находится на заправке. Своего топлива - электричества - они просят постоянно, пока включены. Так вот, фирма, известная в мире не только своими АЗС, а, между прочим, еще и производством солнечных батарей, решила воспользоваться одной своей продукцией для продажи другой.

"Персональные" источники электричества, не мудрствуя лукаво, разместили над топливораздаточными колонками, образовав таким образом полупрозрачную крышу. Выдают их разве что небольшие коробочки - модули управления, которые висят над головой стоящих на заправке. Батареи вырабатывают постоянный электрический ток, затем он преобразуется в переменный 220 и 380 В. Система без каких-либо аккумуляторов - ток напрямую идет к потребителям, а если его окажется в избытке, поступит в городскую сеть.

ЧТО МОЖЕТ СОЛНЫШКО

Разработчики, отвечая на вопросы журналистов, осторожничают. Дескать, понимаем, что Москва не Сочи, что бывает в сутках утро, вечер и даже ночь, а с ноября по апрель по улице летают белые мухи. И все же с учетом всех неблагоприятных факторов солнечные батареи должны покрывать за год от 2 до 4% общих энергетических потребностей комплекса. Немного?

Мы напрашиваемся в святая святых комплекса - туда, где установлена аппаратура управления, компьютеры и всевозможные счетчики. Нам повезло! Яркий солнечный день, нет и намека на облачность: батареи раскочегарились так, что более чем на 50% перекрыли свою номинальную мощность. Не без гордости нам продемонстрировали счетчик, показывающий 15 кВт мощности при расчетных девяти. А это 150 мощных 100-микроволновых печей, или... около 40% текущего энергопотребления комплекса. Как пояснили специалисты, летом в середине дня, когда нет наружного освещения, но включены все топливораздаточные колонки, работают мойка и кафетерий, делают свое дело все холодильники и кондиционеры - станция потребляет около 30-40 кВт. И только зимой, с переходом на электрическое отопление и почти постоянно включенную иллюминацию, аппетит комплекса возрастает до 90-120 кВт, в зависимости от трескучести морозов. На этом фоне 15 или даже 9 кВт совсем не мало.

Вопреки мнению скептиков первый в России эксперимент с солнечными батареями оказался не холостым выстрелом и не красивым рекламным ходом. Как знать, может, в обозримом будущем не только автомобили начнут переводить на экологически безопасное топливо, но и... Ах да, заправок же не будет. Но уж мойки-то и кафетерии наверняка останутся. Вот, наверное, когда на улицах столицы можно будет по-настоящему дышать полной грудью.

НАША СПРАВКА

Сегодня под торговой маркой "Би-Пи" объединились пять когда-то крупных независимых производителей. Кроме "Бритиш Петролеум" (British Petroleum), сюда входят "Амоко" (Amoco Corporation), "Арко" (Arco), "Кастрол" (Castrol) и "Веба/Арал" (Veba/Aral). Этот консорциум попадает в первую тройку нефтяных компаний мира.

36-й комплекс "Би-Пи" - открыт.

Подпишитесь на «За рулем» в

«За рулем»
01.08.2002
Поделиться: