Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Подиум с изъяном

ПОДИУМ С ИЗЪЯНОМ
Полная версия

СПОРТ

/ФОРМУЛА 1

ПОДИУМ С ИЗЪЯНОМ

ГРАН-ПРИ АВСТРИИ НАДОЛГО ЗАПОМНИТСЯ ПИЛОТАМ "ФЕРРАРИ"

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ

ФОТО / ALLSPORT-"ФОТОБАНК"

"Любые действия, дискредитирующие спортивный дух соревнований, наказуемы". Этот пункт ввели в регламент чемпионата мира в 1998-м, после того, как Дейвид Култард откровенно уступил победу Мике Хаккинену. Такую "командную тактику" признали порочной, не делающей чести формуле 1.

Казалось, уж теперь-то никто не решится устраивать цирк на трассе! Как бы не так. Пилоты "Феррари" несколько раз демонстрировали "цирковые" маневры - и все им сходило с рук. Слегка пожурили да и только. Стоит ли удивляться, что на нынешнем Гран-при Австрии итальянская команда снова поддалась соблазну и за сто метров до финиша, мягко говоря, нарушила порядок вещей. Лидировавший Рубенс Баррикелло по приказу из боксов пропустил вперед Михаэля Шумахера, после чего последовала безобразная сцена уже на подиуме. Победитель отказался принять кубок из рук канцлера Австрии (!), согласился лишь на приз за второе место и водрузил бразильца на первую ступень, где тот выслушал немецкий гимн.

С того дня оба пилота "Скудерии" должны были потерять покой и сон. На орехи досталось обоим, причем от самых уважаемых в гоночном мире людей. Бразильская пресса сначала сочувствовала "несчастному Баррикелло", а потом сошлась на том, что он бросил тень позора на страну. "Я не понимаю, какое сверхусилие надо сделать над собой, чтобы выдержать такое унижение, зная, что на тебя смотрят миллионы людей, - сказал легендарный Эмерсон Фиттипальди. - Контракты контрактами, но есть же какие-то пределы покорности". Масла в огонь подлило еще и то, что спустя несколько дней Баррикелло получил итальянское гражданство. Какое совпадение!

В скверном положении оказался и Михаэль Шумахер, похоже, впервые за всю свою "формульную" карьеру по-настоящему испытавший чувство стыда. За два месяца он не попытался сделать сколь-нибудь вразумительного заявления о своей австрийской "победе". "Почему не затормозил? Почему позволил Рубенсу пропустить себя?" - спрашивали его. "Ну вообще-то тормозил, - бормотал Михаэль. - Но Рубенс тормозил сильнее".

"Этот случай окончательно превратил формулу 1 в фарс, - заявил экс-чемпион мира сэр Стирлинг Мосс. - Если у кого-то в этом и были сомнения, то "Феррари" их стерла. Нет ничего более губительного для имиджа спорта, чем открытая подтасовка карт. Странно, что "Феррари" не понимает, какой вред наносит, прежде всего, самой себе. Только посмотрите, какую огромную армию болельщиков она заставила краснеть! Это антиреклама фирме. И мне очень грустно за Рубенса и Михаэля. Скорее всего, по здравому размышлению они поступили бы иначе, но у них просто не было времени подумать".

В гневе был даже главный заступник "Феррари" и большой друг Михаэля Берни Экклстоун: "Они могли сделать это менее явно, на середине дистанции или в ходе пит-стопов. Очень многие хотели увидеть, как кто-то обгонит Шумахера, а их обманом лишили этого. Если подобное повторится в будущем - не выдержат ни болельщики, ни я". А президент ФИА Макс Мосли отправил канцлеру Австрии официальное письмо с извинениями. У "Феррари" на такой шаг не хватило ни смелости, ни такта.

Никто, наверно, и слова не сказал бы, случись в чемпионате этого года сложная турнирная ситуация. Все можно понять: вложены большие деньги, нельзя разбазаривать зачетные очки. Но у "Феррари" в этом сезоне попросту нет реальных соперников! Она продолжает штамповать победы, как на конвейере. Дела не меняет и то, что гонку на "Нюрбургринге" выиграл Рубенс Баррикелло. Михаэль Шумахер на последних кругах шел быстрее и, видимо, мог обогнать напарника по-честному, но... Не будем вдаваться в детали. Через три дня команде предстояло ехать на Всемирный совет ФИА для разбирательства по "делу о победе "Феррари" в Австрии".

Пожалуй, многие ждали (и желали!) как можно более сурового приговора. Самое плохое, что грозило команде, - это лишение добытых на "А1-Ринге" 16 очков. Наиболее же вероятным считали, что к итоговому результату Шумахера добавят 10 штрафных секунд, и он переместится тогда на свое законное второе место. "Да кого это волнует, отберут у него победу или нет? Даже если его отстранят на три или пять гонок, он все равно выиграет свой любимый титул", - кипятился Эдди Ирвайн, намекая, что в правилах нет такого наказания, которое могло бы загладить все обиды.

Но вердикт Всемирного совета превзошел самые "смелые ожидания": гонщики не могут быть наказаны, поскольку выполняли указания руководства, а правила не запрещают команде определять порядок финиша своих пилотов. А вот за испорченную церемонию награждения "Феррари" заплатит сполна! Совет наложил на нее штраф в миллион долларов. Половина уплачивается немедленно, другая - если команда в ближайшие 12 месяцев допустит аналогичное нарушение. Вот так. Вроде бы виновники наказаны и предупреждены на будущее. Откуда же тогда ощущение, что нас, кажется, еще раз здорово обманули? Ах да, "любое действие, дискредитирующее спортивный дух, наказуемо"...

"Виновники торжества" в итоге остались безнаказанными. Вот рискнут ли они еще раз повторить "обгон по приказу из боксов"?

"Самые дорогие" в мире автогонки постепенно теряют статус "самых интересных" и серьезно подмочили репутацию "честных".

ГРАН-ПРИ КАНАДЫ

9 ИЮНЯ, МОНРЕАЛЬ

(70 кругов по 4421 м)

1. М. ШУМАХЕР (Германия, "Феррари") - 1:33.36,111; 2. Д. КУЛТАРД (Великобритания, "Мак-Ларен-Мерседес") - 1,132; 3. Р. БАРРИКЕЛЛО (Бразилия, "Феррари") - 7,082; 4. К. РАЙККОНЕН (Финляндия, "Мак-Ларен-Мерседес") - 37,563; 5. ДЖ. ФИЗИКЕЛЛА (Италия, "Джордан-Хонда") - 42,812; 6. Я. ТРУЛЛИ (Италия, "Рено") - 48,947.

ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ

23 ИЮНЯ, "НЮРБУРГРИНГ"

(67 кругов по 4556 м)

1. Р. БАРРИКЕЛЛО - 1:35.07,426; 2. М. ШУМАХЕР - 0,294; 3. К. РАЙККОНЕН - 46,435; 4. Р. ШУМАХЕР (Германия, "Вильямс-БМВ") - 1.06,963; 5. ДЖ. БАТТОН (Великобритания, "Рено") - 1.16,943; 6. Ф. МАССА (Бразилия, "Заубер-Петронас") - 1 круг.

ПОСЛЕ 9 ЭТАПОВ

ПИЛОТЫ: 1. М. ШУМАХЕР - 76; 2. Р. ШУМАХЕР - 30; 3. Х.-П. МОНТОЯ - 27; 4-5. Р. БАРРИКЕЛЛО, Д. КУЛТАРД - по 26; 6. К. РАЙККОНЕН - 11. КОМАНДЫ: 1. "ФЕРРАРИ" - 102; 2. "ВИЛЬЯМС" - 57; 3. "МАК-ЛАРЕН-МЕРСЕДЕС" - 37; 4. "РЕНО" - 14; 5. "ЗАУБЕР-ПЕТРОНАС" - 9; 6. "ДЖОРДАН" - 6.

Подпишитесь на «За рулем» в

Зиновьев Сергей
01.08.2002
Поделиться: