Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Выставлен на продажу

ВЫСТАВЛЕН НА ПРОДАЖУ
Полная версия

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ВТОРЫЕ РУКИ

ВЫСТАВЛЕН НА ПРОДАЖУ

РЫНОК ПОДЕРЖАННЫХ ГРУЗОВИКОВ НЕ ПОХОЖ НА ДРУГИЕ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ШЕПТОВИЦКИЙ, АВТОСАЛОН "АЛЕКСАНДР"

ФОТО / АНДРЕЙ СИДОРОВ

Тяжел хлеб дальнобойщика. Дураки, дороги, недоразвитый сервис... Мало одолеть маршрут, груз надо доставить в срок и в сохранности. Нынешний заказчик шутить не любит. Подведет техника - и придется платить разорительные неустойки. Хорошо, если "в напарниках" надежный автомобиль. К сожалению, наши "МАЗы - КамАЗы" не очень-то дальнобойны. Иное дело иномарки. Комфорт выше, чем в легковушке, и почти не ломаются. Но уж больно дороги - без 60-70 тысяч долларов и не подходи. А еще фура, расходы на обслуживание, ремонт и страховку... Скидки светят только солидным компаниям, покупающим машины партиями и постоянно. А небогатому частнику приходится рыскать по вторичному рынку.

ОТКУДА ДРОВИШКИ

На этот рынок грузовики попадают различными путями. Самый распространенный - "отходы" лизинга. Суть такова. Обездвиживать оборотный капитал, покупая дорогой тягач, перевозчику невыгодно. Когда еще оправдаешь затраты! К тому же он предпочитает заниматься своим непосредственным делом - возить грузы. Копаться с ремонтом, обслуживанием, техосмотрами ему ни к чему. Так зачем приобретать автомобиль в личную собственность? Удобнее взять взаймы его у производителя или посредника за определенную плату. Через несколько лет грузовик окупается и приносит расчетную прибыль. Содержать "старичка" становится накладно - изношенные узлы требуют повышенного внимания. Перевозчик берет новый автомобиль, а старый выставляет на продажу.

Кроме того, любой владелец страхует свою движимость. Восстанавливать сильно разбитый тягач невыгодно, это уже другой бизнес. А страховка компенсирует все убытки. В конце концов отремонтированный грузовик тоже оказывается на рынке.

Попадаются в комиссионках и частные машины мелких предпринимателей. Те, однажды выкупив грузовик, ездят на нем, пока тот совсем не развалится. А затем, кое-как подлатав, стремятся сбыть подороже.

Наконец, плоды криминального бизнеса - краденая техника. Нарваться на нее проще простого. По некоторым оценкам она составляет добрую треть. Нетрудно догадаться, какие проблемы ожидают неопытного покупателя. Особенно просто утащить свежую фуру. Цепляешь почти сгнивший "макет", едешь за рубеж, присматриваешь прицеп по душе... Остается только перевесить номера и шильдик на раме. VIN на ней обычно не дублируется. Еще один прием мошенников - "левая" таможня. Документы, вроде, в порядке, но оформляют машину на "льготника". При постановке на учет свежеиспеченному покупателю приходится доплачивать в бюджет внушительную разницу. Искать прежнего владельца для разборов бессмысленно. Им, вероятнее всего, окажется столетний дед, уступивший паспорт "хорошим людям" за небольшое вознаграждение.

ЧТО БЕРУТ

Покупатели, в большинстве, либо частники, промышляющие в одиночку, либо мелкие предприниматели, располагающие парком из трех-пяти тягачей. Более крупная "рыба" сюда почти не заглядывает: солидную партию грузовиков, даже неновых, выгодно заказать прямо на Западе.

Угодить всем не так-то просто. Дальнобойщики - люди опытные и имеют свой взгляд на предмет, поэтому "живых" машин на площадках немного. Продавцы работают под заказ.

Общепринятые требования к товару таковы. Средний возраст - пять-семь лет. Пробег (из условия 100-150 тыс. км в год) - 500-1000 тыс. км. То есть от половины до двух третей ресурса. Двигатели предпочитают помощнее - "лошадей" 350-400 и выше. Резон прост - тяговитый мотор редко трудится на пределе и, как правило, меньше изношен. Да и сам тягач, даже с "полной выкладкой", бежит веселее.

Ходовую и подвеску выбирать не приходится. Она у всех одинаковая - шкворневая на рессорах спереди и тележка на пневмобаллонах сзади. Попадаются полностью рессорные варианты, но, как правило, эта техника самосвального автопоезда. В дальнобой такой тягач не годится - вся трансмиссия рассчитана на неспешную езду по разбитым строительным дорогам.

Избегают машин, начиненных электроникой. Где чинить мультиплексорную цепь, если большинство наших электриков даже слова такого не знают? А в обычных проводах разберутся на любой автобазе. Не гоняются за специальными "наворотами" для водителя. Есть кондиционер - хорошо, нет - возьмут и так. Сколы краски на кабине не считают - не легковушка. На тягаче не пижонить, а работать.

Среди поставщиков лидирует Европа. Те, кто ездит по родной стране, любят и "американцев". За рубеж их не пускают - не укладываются в норму по длине. Не встретишь и праворуких "японцев". А вот "англичан" одно время было полно. Причем очень дешевых (за те же деньги - на три года моложе остальных) и с "правильным", левым управлением. Как оказалось, кое-кто сообразил, что надо брать неликвидную и потому недорогую (кому в обеспеченном Евросоюзе нужны бэушные "зеркальные" машины?) технику и продавать, перелицевав на скорую руку. Но кустарная переделка систем управления, тормозов, жгуты электропроводки на скрутках быстро аукнулись валом аварий и отказов. И спрос катастрофически упал.

Тертые покупатели не берут машины из Финляндии. Поскольку их дальнобой в основном ездит... по России. С нашей-то солью и ухабами. Зато остальные "скандинавы" идут на ура. Нравится холодостойкость - всякие там подогреватели, влагоотделители и пусковые устройства. Ведь и у нас зимы суровые. А что до южных областей - так пар костей не ломит. Кроме того, от субтропиков до вечной мерзлоты всего три дня пути. Поэтому самые раскрученные марки - "Вольво" и "Скания". Модели, соответственно, FН-12 и 143. Еще один немаловажный фактор: машины эти любят и знают на многочисленных сервисных центрах "Совтрансавто". Если что - проблем с ремонтом и запчастями не будет. Подкупает и солидный запас прочности. Широкая русская натура узких рамок не признает - грузить, так до верху, пока не треснет. Поэтому 3-5 тонн сверх нормы - дело обыкновенное. Не все иномарки это издевательство выдерживают. В итоге у кого летят коробки, у кого - рамы. А "Вольво" почему-то держится. Может быть, родственные души?

Фуры приобретают отдельно. Тип кузова зависит от предполагаемого груза. Самое сложное - выбрать рефрижератор: скоропортящийся товар в тепле не хранится, а стоит дорого. Убедиться в надежности холодильной установки на глаз нельзя. При покупке лучше потратиться на специальную диагностику.

Кузова известных фирм сделаны на совесть и служат долго. В первую очередь изнашиваются мосты. Им - особое внимание.

КУДА ПОДАТЬСЯ

До 2001 года местом паломничества был Калининград. Но высокий спрос задрал цены настолько, что они сравнялись со средними по стране. Ехать через две границы стало невыгодно... Выпавшее знамя подхватили было страны Балтии. Но понизить планку они не смогли - там правят бал посредники, которым тоже хочется заработать.

Можно отправиться в дальнее зарубежье. Правда, взять тягач из первых рук нелегко. Одно путешествие обойдется в полторы-две тысячи долларов. Выложив такой задаток, с пустыми руками назад не вернешься! И, не найдя то, что хочется, берут, что дают. Трудно торговаться, не зная языка, тяжело оформлять незнакомые документы... Захотели купить парочку? Не получится. В одни руки один грузовик в год, а больше - просили не занимать!

Неплохой вариант - автосалоны. Кое-что всегда есть в наличии, но основная торговля - на заказ. "За бугром" они - постоянные покупатели. Значит, пользуются скидками. Ситуация позволяет играть ценами, делая их привлекательными для клиентов. Ну, а главное - юридическое лицо, которое не ударит в грязь. Репутация дорого стоит!

К сожалению, салон салону рознь. Некоторые - лишь "крыша" и витрина предприимчивых индивидуалов (см. выше про дедушку).

ПОЛОМАЛИСЬ

Старость - не радость. И несмотря на приличный еще ресурс, узлы и детали накопили усталость. Запчасти дороги - не накупишь. Да и зачем мне, допустим, новый мост с запасом хода в миллион километров, если машине осталось жить пятьсот тысяч? А есть спрос - есть и предложение. Уже действуют цивилизованные свалки старой техники - так называемые разборки. Это огромные площадки, уставленные всевозможными грузовиками. Здесь машинами торгуют по частям. Заранее грузовик не разбирают - снятые узлы и агрегаты требуют дополнительного места для хранения. А так - пришел, увидел, отвинтил. Цены под стать качеству товара.

Как видите, рынок подержанных грузовиков - явление своеобразное. С непривычки легко заблудиться. Но основным покупателям, профессионалам, это не грозит. Они-то дело знают.

Некрасиво, но не страшно.

Ржавая дверь - дело десятое.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.08.2002
Поделиться: