Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Колеса Красной Армии

Ко Дню защитника Отечества мы публикуем небольшую подборку снимков с автомобилями в Красной армии.
Полная версия

Официальной датой создания Рабоче-крестьянской Красной армии принято считать 23 февраля 1918 года – в этот день началась массовая запись добровольцев в отряды РККА. Так вооруженные силы нашей страны назывались до февраля 1946 года, когда Красная армия стала Советской. Новое наименование идеально отражало и новую суть – все вооружение было советского производства, в том числе и автомобили. Про автопарк Красной армии такого сказать нельзя, так как в разные периоды он включал в себя наряду с советской еще и иностранную технику. Обо всем разнообразии автомобилей могут рассказать разве что фотографии из личных архивов, случайно дошедшие до наших дней.

Ford Model A

На фотографии 1929 года мы видим американский Ford Model A – один из самых распространенных автомобилей не только в Красной армии, но и вообще в Советском Союзе конца 20-х и начала 30-х годов. С 1932-го такой «Форд» стали выпускать на Горьковском автомобильном заводе под названием ГАЗ-А. С обратной стороны фото подписано: Майская долина, г. Серпухов.

Metallurgique

Первоначально автопарк Красной армии формировался из машин, доставшихся в наследство от «проклятого царского режима». На фото запечатлен автомобиль бельгийской марки Metallurgique или же его германская лицензионная копия Bergmann-Metallurgique. В любом случае, он выпущен еще до начала Первой мировой войны, и на снимке ему лет десять. Аббревиатура ТАБО расшифровывается как Танко-Авто-Броневой Отряд, в машине сидят замвоенкома П. И. Черешнев, замкомандира отряда С. Сергеев и шофер И. Пономарев. Фото сделано в Петровском парке.

ГАЗ-М1

На смену ГАЗ-А в 1936 году пришла «эмка» ГАЗ-М1 или, как ее ласково называли шоферы, «эмочка». Снимок сделан или во время войны или после – форма образца 1943 года, а девушки щеголяют в летных фуражках. Сама машина – бывшее такси (узнается по фонарю над ветровым стеклом) и в армию попала по мобилизации. За снимком стоит любовная история – на обратной стороне стихи: «Ах, зачем ты меня завлекала, Жар безумный в груди затая; Ненаглядным меня называла, Говорила, что будешь моя». Какой из четырех девушек на снимке посвящены стихи – неизвестно.

«Эмка»

«Эмка» на фронтовом снимке, подписанном весьма оригинально: «Это мой товарищ Липавский на фоне разбомбленных немецких эшелонов с горючим. В этот день я немного болел и никуда не ездил». Как товарищ Липавский умудрился запечатлеться на фоне немецких эшелонов – не совсем понятно. На машине стоят колеса со спицованными дисками от ГАЗ-А, которые нередко устанавливались взамен заводских штампованных.

ЗИС-16

Призванный на войну пассажирский автобус ЗИС-16 – на фронте они служили санитарными машинами. Ростов-на-Дону во время войны дважды переходил из рук в руки, и только 14 февраля 1943 года его окончательно освободили войска Южного фронта (бывшего Сталинградского) под командованием генерал-лейтенанта А.И.Еременко. Снимок сделан два месяца спустя, 15 апреля, когда город был уже в тылу.

1

Автопарк армии-победительницы образца 1945 года. Слева направо: грузовик Ford V8-51, предположительно принадлежал частям бельгийской армии – сначала стал трофеем вермахта, а затем отбит Красной армией.

Французский пикап марки Peugeot скорее всего повторил такой же путь. Легковой Mercedes-Benz 170V с характерной светомаскировочной фарой на левом крыле ранее служил в вермахте и потом стал трофеем.

Британский Bedford MWD – из поставок по ленд-лизу.

Справа – наша легендарная «полуторка» ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ, выпущенная еще до начала войны, – об этом говорят округлые крылья.

Джип «Виллис»

Еще одно фото из апреля 1945 года – джип «Виллис», поставлявшийся в Красную армию с весны 1942-го. Но на снимке не Willys MB, а идентичный ему Ford GPW: эти близнецы-братья отличаются сечением первой поперечины на раме. У «Виллиса» она овальная, а у «Форда» профильная.

«Зенитчики торопятся для освобождения Вены. Австрия. 1945 год». Так подписана эта фотография, на которой американский грузовик Studebaker US6, поставлявшийся к нам по ленд-лизу, тянет за собой зачехленную зенитку. За ним следом едет «Виллис», а на заднем плане виден грузовик Ford 2G8T – оба также из ленд-лизовских поставок. Столицу Австрии войска 3-го Украинского фронта освободили 13 апреля 1945 года.

Mercedes-Benz 320

Самые дорогие автомобили достались генералитету, как этот пульман-лимузин Mercedes-Benz 320. Снимок подписан: «На память Владимиру от генерала Ермолова». Из Германии офицеры везли машины домой, потом продавали их и пересаживались на «Победы» или ЗИМы. Где сейчас этот «Мерседес», кто теперь скажет?

ЗИС-5B на фоне Рейхстага

Дошли до Берлина! Трехтонный грузовик ЗИС-5B на фоне Рейхстага. Буква «В» означает упрощенную модификацию военного времени с кабиной из фанеры и вагонки, гнутыми крыльями, тормозами только на задних колесах и деревянным ободом руля. Все это было сделано в целях упрощения производства, экономии металла и деталей. Грузовики ЗИС-5В выпускались с 1942 года, и, как видим, некоторым повезло встретить победу в Берлине.

Buick 1937

Американские легковушки пользовались популярностью не только у номенклатуры, но и высшего офицерского состава Красной армии. На снимке: Buick 1937 модельного года. На бампере – армейский номер образца 1942 года, форма с погонами введена в РККА в 1943-м. К сожалению, фотография не подписана, дату и место съемки определить невозможно.

Wanderer W23

Многие немецкие автомобили, как гражданские, так и армейские, к 1945 году стали трофейными. Вот бойцы Красной армии сфотографировались в Берлине у Бранденбургских ворот рядом с кабриолетом Wanderer W23. Наверняка машина до последнего была в частных руках – уж больно состояние хорошее, без следов пребывания в вермахте.

Комментарий

Иван Баранцев, редактор:

– Все снимки в этой статье – не официальная хроника, а кадры из семейных архивов, неведомыми путями выброшенные на антикварный рынок. На них полно трещин, царапин, потертостей, чернильных клякс и прочих признаков времени, но такое состояние изображения нисколько не умаляет их исторической ценности. Самое главное своеобразие таких фотографий – это их «бытовизм», когда реальность на снимке случайна, ничего не отлакировано и не приукрашено. Вряд ли авторы этих фото задумывались о том, что они когда-то будут опубликованы – люди просто снимались «на память». И эта «память» каким-то чудом уцелела, и мы можем взглянуть на такую тему, как «автомобиль в Красной армии», не с парадной, а с повседневной стороны.

Подпишитесь на «За рулем» в

23.02.2015
Поделиться: