Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Дайте в руки мне гармонь

ДАЙТЕ В РУКИ МНЕ ГАРМОНЬ
Полная версия

ТЕХНИКА

наше знакомство

СОЧЛЕНЕННЫЙ АВТОБУС ИЗ ЛИКИНО

ДАЙТЕ В РУКИ МНЕ ГАРМОНЬ

НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

В 60-х годах на улицах больших городов появились венгерские автобусы-"гармошки" "Икарус-180", а с 1973 года - знаменитые "Икарус-280", которые и поныне составляют костяк автобусных парков столицы. Отечественных аналогов особо большого класса раньше не делали, но жизнь заставила. В январе 2003 года на Ликинском автобусном заводе приступили к выпуску ЛиАЗ-6212 вместимостью 180 человек.

ТЯНИ ИЛИ ТОЛКАЙ?

Новый автобус создан на базе ЛиАЗ-5256, разработанного еще 20 лет назад. Тем не менее, наша "гармонь" немногим проигрывает иностранным. Ведь в ней широко использованы высококачественные импортные узлы и агрегаты - без них сегодня не построить такой автобус. К примеру, при расположении двигателя в заднем свесе прицепа тяги или тросы для управления ТНВД и коробкой передач пришлось бы тянуть на 17 метров! Здесь как раз кстати пришлись электронно-управляемые американский дизель "Катерпиллер-CAT-3126" в 300 л. с. и немецкая гидромеханическая коробка "Фойт-DIWA851.3E". Толкающая схема позволяет снизить уровень пола, уменьшить шум и загазованность в салоне, отказаться от более дорогих горизонтальных модификаций двигателя.

Однако у толкающей схемы своя проблема - курсовая устойчивость. Прицеп, напирая слишком рьяно, способен сложить "гармонь" на скользкой дороге. Чтобы не допустить этого, применили электронно-управляемую гидросистему с исполнительными гидроцилиндрами на поворотном круге. Сигнал о начале складывания от его датчиков поступает на компьютер - он уменьшает обороты двигателя.

ГИДРАВЛИКА В "КВАДРАТЕ"

Самый известный у автобусников России - 230-сильный "Катерпиллер-3116" объемом 6,6 л (Евро II). Такие с 1995 года ставят на ЛиАЗ-5256. Известен и их ресурс. В питерском 30-м автобусном парке мотор отходил 680 тыс. км на линейной машине. Сервисмены САТ разобрали ветерана и оценили износ всех сопряжений. Вердикт - желательна замена колец и вкладышей, но и без нее мотор набегал бы еще 200-300 тысяч: ведь даже канавки под верхние кольца в стальных головках поршней не выработались!

Но таскать прицеп этому мотору тяжеловато. Не беда, есть САТ-3126 объемом 7,2 литра и мощностью 300 "лошадей", со столь же внушительным ресурсом. Его система питания HEUI - одна из последних разработок фирмы. Давление в насос-форсунках создается не механически, как обычно, а гидравлически - дополнительным масляным насосом высокого давления. Моторное масло и солярка поступают в две магистрали, проходящие вдоль головки цилиндров. Шесть насос-форсунок соединены с этими магистралями, причем масло проходит масляную полость форсунки и сливается в поддон. По сигналу блока управления в форсунке перекрывается сливной клапан и масло, перемещая ее плунжер, начинает сжимать топливо до 2000 кгс/см2. Теперь сигнал от "мозгов" двигателя идет к электромагнитному топливному клапану форсунки. Сначала впрыскивается около 5% требуемого топлива, и уже в этот раскаленный шар по второму сигналу форсунка досылает оставшиеся 95%. Давление в камере сгорания нарастает плавно: так же постепенно растут и нагрузки на детали. Рабочий процесс схож с предкамерным дизелем, только более экономичный. Отсюда малый расход топлива, выполнение Евро III, ресурс и тихая работа дизеля.

В СВЕТЕ ЕСТЬ ТАКАЯ DIWA...

По Москве даже на юркой "Оке" ездить тяжело, а на длиннющей "колбасе" просто кошмар. Нелегко каждые 15-20 секунд переключать передачи, да и сцепление горит и коробится быстрее, чем на самосвале. Другое дело - гидромеханическая передача (ГМП): она появилась еще в 1967 году на ЛиАЗ-677. Впрочем, львовская ГМП оказалась весьма посредственной - ломалась непредсказуемо, иногда через 30-40 тыс. км.

Немецкий концерн Voith ("Фойт") еще с 1986 года пытался найти серьезного российского партнера для изготовления ГМП. Почти половина европейских автобусов ходят с "фойтовскими" коробками, есть филиалы в США, Бразилии, Индии, Китае, а втиснуться на российский рынок - еще более укрепить свои позиции. Казанское моторостроительное объединение с его авиационными технологиями подошло как нельзя лучше. В 1995 году первую партию коробок DIWA установили на ЛиАЗ-5256.

Ресурс их при надлежащем обслуживании миллион километров. Но в отличие от ГМП "Львов-3", где ротор ретардера смонтирован на первом промежуточном валу, здесь тормозит сам гидротрансформатор - так надежнее. Управляет им не отдельный рычажок, как на многих иномарках, а тормозная педаль, что более привычно для водителя. Если замедление недостаточное, включается рабочая тормозная система.

Казанскую ГМП можно состыковать и с другими двигателями, поскольку ее картер выполнен по стандарту SAE. К примеру, с новой "шестеркой" ЯМЗ или длинноходным КамАЗ-740.50, что существенно снижает цену автобуса и упрощает обслуживание.

КУДА ПОВЕРНУЛ, ТУДА И ВЫШЛО

Подвеска ЛиАЗа традиционно пневматическая, унифицирована с ЛиАЗ-5256 - для среднего и заднего мостов одинаковая. По углам Д-образного сварного подрамника-дышла смонтированы четыре пневмобаллона и амортизаторы. Балки мостов соединены с кузовом реактивными штангами. По отзывам эксплуатационников, конструкция прочная и надежная, а у автобуса с ней почти нет клевков при торможении и поперечного крена в поворотах.

НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ

Что толку от миллионного ресурса агрегатов, если кузов автобуса через пять лет съест ржа?

Поэтому его фосфатируют дважды: сначала заготовки труб, потом перед грунтованием и окраской - в сборе. Колесные арки, ступеньки и внешние панели у нашей "гармошки" из оцинкованного листа. Способ крепления - сварка. Грунт по оцинковке нужен особый, поэтому закупают "Мобихел", но краска ярославская. Кузов по низу и арки колес обработаны импортным антигравием, да и на фермы мастики не жалеют. Потому и обещают, что дыры в кузове появятся не ранее чем через 10 лет.

В третье тысячелетие отечественные автобусы въехали с полом из бакелитизированной фанеры. Лучшего не придумать - экологически чистый, прочный, водостойкий и недорогой материал. И покрытие легко приклеить. Кстати, автобус без сидений и внутренней обшивки едет в Москву, на Тушинский завод для сборки салона. Насколько лучше настилают пластик пола и надежнее прикручивают сиденья бывшие создатели "Бурана", сказать сложно, но с ликинским салоном "гармонь" была бы подешевле.

...Нажимаю на "D", снимаю с ручника, добавляю оборотов двигателю (его и не слышно) - автобус плавно трогается и медленно ползет к остановке. Пассажиры уже заждались.

С мотором в прицепе.

В ногах правды нет, зато есть вместимость.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
01.08.2003
Поделиться: