Электричество в автомобиле: прогресс идет по проводам
Как выглядит современная бортовая электросеть и как она будет эволюционировать в ближайшее время? Об этом рассказывает Максим Сачков.
Полная версияБортовая сеть автомобиля включает в себя десятки управляющих блоков и сотни метров проводов. Количество возложенных на электронику задач будет расти, а значит, надо думать, как упростить электросхемы. Бортовая сеть с центральным процессором позволяет уменьшить число электронных компонентов и сократить общую длину проводов. Разработчики проекта RACE наглядно продемонстрировали, насколько проще становится архитектура. На стенде слева – бортовая сеть современного автомобиля среднего класса, справа – аналог с системой RACE. Правда, у перспективного варианта убрали с глаз долой силовые и информационные провода – «исключительно для облегчения восприятия», утверждают разработчики. Супермозг будущей бортовой сети – центральный процессор. Он вместе с операционной системой возьмет на себя функции десятков нынешних управляющих блоков. Концептуальный Audi RS5 c гибридной бортовой сетью 12–48 В: (1) – 12‑вольтовый генератор; (2) – 12‑вольтовая сеть; (3) – 48‑вольтовый накопитель энергии; (4) – 12‑вольтовый аккумулятор; (5) – преобразователь напряжения; (6) – 48‑вольтовая сеть; (7) – электронаддув двигателя. Электропроводность алюминия хуже, чем у меди, а значит, при одинаковой нагрузке потребуется более толстый провод. Он вырастет в объеме в полтора раза, но все равно окажется на 40% легче медного. Чтобы обеспечить надежный контакт алюминиевого провода, разработчики придумывают разъемы хитроумных конструкций. Один из вариантов – разъем в стальном корпусе, с нажимной пружиной, исключающей разбалтывание контактов. Подпишитесь на «За рулем» в