Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Ралли-рейд «Северный лес-2015»: победители Дакара не взяли «золото»

Первый этап чемпионата страны и этап Кубка мира FIA (FIA Cross Country World Cup) по ралли-рейдам «Баха Россия Северный лес 2015», прошедший в Карелии, в окрестностях приграничного поселка Вяртсиля, явил множество сенсаций и отличился невероятным количеством кульбитов сверхмощных дакаровских автомобилей-прототипов.
Полная версия

Гостей в этот раз на «Северном лесе» собралось рекордное количество  – почти 40 экипажей из более чем из десятка стран. Свыше половины команд весьма титулованные, многие в своем активе имеют места в топ-10 марафона Дакар разных лет, выигрывали не одно соревнование. Вот только нюанс: других таких снежных ралли-рейдов  в мире просто больше нет. Но, похоже, опытных рейдовиков сей важный момент смущает не сильно, достаточно вспомнить, что в прошлом году победу в Карелии одержал экипаж из Саудовской Аравии, а «бронзу» увезли в еще одну не знающую снега страну  – в Бразилию.

Главная интрига заключалась в том, сумеет ли выиграть на домашней трассе действующий обладатель Кубка мира, занявший пятое место на Дакаре-2015, –  экипаж Владимира Васильева, с которым выступает один из лучших штурманов Константин Жильцов. Их верный «заводской» Mini ALL4Racing как раз недавно вернулся после Дакара и был готов к бою на все 100%.

Но соперники не собирались открывать россиянину легкий путь к победе. После короткого пролога в 9 км, расставившего участников по реальным силам, а не формальному рейтингу, в первый длинный день атаку все начали прямо со старта.

Трасса была предложена не совсем обычная для «бахи» (это испанское слово обозначает формат короткого ралли-рейда): не повторяющиеся несколько раз в день короткие петли, а одна длинная – почти 160 км по действительно заснеженному лесу. Фактически линейный маршрут. В первый день в одном направлении, во второй – в другом. Самых опасных мест даже не запомнить.

На «Северном лесе» судьи вели подсчет очков и в международном  зачете, и в категориях чемпионата России (Т1- прототипы, T2 – серийный машины,  «Рейд-Спорт» (RS). В последнем громко выступает заявившая еще в прошлом году о своих амбициях заводская команда Горьковского автозавода «ГАЗ-Рейд Спорт», экипаж которой легко выиграл первенство 2014 года в своем классе на автомобиле «Соболь 4х4».

СЕНСАЦИЯ ПЕРВОГО ДНЯ

Сенсацией первого дня стало то, что сильнее всех оказались финны. В ралли-рейдах они,  в целом,  не блещут. Но здесь разошлись. Хотя кому, как не им,  чувствовать себя в карельском рельефе как рыбам в воде. А самым быстрым в первый день (не в каком-то отдельном зачете, а в неофициальном абсолюте) оказался никому не известный финский частник Тапио Лауронен.

Правда, у местных гонщиков из Вяртсиля он в почете. Здорово гоняет! По совместительству Тапио еще и владелец транспортной компании, которая  обеспечила  организаторов дорожной техникой для подготовки трассы. Говорят, Лауронен сам прокладывал маршрут гонки.

Быстрый финн заявился на «Северный лес» на арендованном немолодом прототипе Mitsubishi латвийской команды RE:Autoclub – просто для удовольствия. Планов дальнейшего участия ни в Чемпионате России, ни в мировом первенстве у него нет. Удовольствие зрителям Тапио доставлял однозначно! Равно как и опытный Йоуни Амппуя (зачет чемпионата России), и молодой Тапио Суоминен (зачет Кубка мира).

Отличный пилотаж показывали чешские, польские, голландские, бразильские спортсмены и, без сомнения, вполне комфортно себя чувствовавшие в таком рельефе прибалты. Владимир Васильев атаковал изо всех сил, ехал мощно и красиво, но пробитое в первый же день колесо, увы, стоило ему пяти минут и шансов на победу.

В зачете RS очевидным фаворитом был опытный латыш Алдис Вилцанс, которому ассистирует супруга Дайра – их автомобиль, фактически прототип самого навороченного класса Т1, был заявлен и в международный зачет. Сражаться с такой техникой – дело слишком рисковое, и пилоты «Газелей Next», братья Александр и Михаил Коструковы (им ассистируют опытные Евгений Павлов и Олег Нежнов соответственно) разумно предпочли надежно застолбить за собой остальные места на призовом подиуме.

По итогам первого дня они действительно входили в первую тройку, причем более опытный Александр оказался даже на несколько секунд позади – ему тоже пришлось менять колесо, а потом еще и несколько раз помогать застрявшим экипажам. «Мы сегодня работали Чипом и Дейлом», – шутил вечером первого дня Евгений Павлов.

НА СКОЛЬЗКОМ ПУТИ

Да, возможностей вылететь в сугроб или, хуже того, в дерево в первый день гонщикам представилось немало. И пользовались они этими сомнительными возможностями активно, так что механикам на ночном сервисе потрудиться пришлось в полную силу. А в это время в лесу тоже трудились – финские дорожники.

Главной проблемой первого дня стала погода. Местные жители говорили: «Всего дня три назад вся трасса была хороша настолько, что ее можно было не на джипе, а на «Жигулях» проехать». Это было похоже на правду, но оттепель превратила заботливо подготовленный маршрут в вязкую и скользкую кашу из мокрого снега в окружении коварнейших высоких брустверов. Стоит ли удивляться, что Лауронен, едва закончив маршрут, выскочил из спортивной машины и отправился давать указания своим сотрудникам.

Дорожники вкалывали всю ночь, не жалея сил и солярки для своих грейдеров. И сделали настоящее чудо. Утром стало чуть прохладнее, но нулевая температура – всё-таки не совсем зима. А дороги были существенно выровнены и отлично вычищены. Это отметили практически все экипажи. На ровных отрезках (а на маршруте были как лесные участки, так и дороги, используемые обычным транспортом) спортивные внедорожники могли разогнаться почти до 200 км/ч! При этом на лесных участках оставались и трамплины, и даже несколько бродов от незамерзающих ручьев.

Гонщики как будто сжалились над зрителями, для которых доступ к глухим местам трассы был сознательно ограничен (работало 2-3 зрительские зоны, плюс места в районе старта и финиша – и они были заполнены) и устроили настоящее шоу как раз-таки в местах более доступных. Нет, конечно, и на дальнем краю 160-километровой петли вылетов, опрокидываний, откапываний и поломок им хватило. Но информация, прилетавшая с последних 10 километров гонки, напоминала скорее театр абсурда! Число тех, кто не отметился здесь каким-либо приключением, стремилось к минимуму.

В ПЫЛУ БОРЬБЫ

Лидер RS Вилцанс, кажется, предпринял все усилия, чтобы проиграть: при обгоне сошелся бортами с соперником (в итоге оба, как бильярдные шары, отправились по сугробам по разные стороны дороги), потом остановился, чтобы помочь опрокинувшемуся экипажу, а потом и сам побывал на боку, но полученного в первый день временно́го запаса всё-таки хватило, чтобы остаться первым. Александр Коструков, действующий чемпион России, вырвал-таки у брата серебро, но опередил Михаила лишь на 40 секунд. При этом пенять на «трудные условия» могли оба, причем каждый – на свои.

Экипаж Александра примчался к финишу в кочегарке на колесах: прогорел патрубок выхлопа, и дым от дизельного двигателя Cummins честно ринулся в кабину. А Михаил, отличающийся более жестким стилем пилотирования, почти «замучил» две основные рабочие передачи в коробке своей «Газели Next» и был вынужден пользоваться набором «все минус третья и четвертая».

Но серьезно доработанные машины явили образец надежности. Чтобы «приговорить» автомобили, нужно сильно постараться.  Возьмите хотя бы шины. Нынче гоночные «Нексты» поехали на зубастых и сверхнадежных покрышках BFGoodrich Mud-Terrain  T/A KM2.

Мотор Cummins еще сильней накрутили в низах, когда поставили производительный клапан сброса давления – waste gate.  Моторному маслу и деталям двигателя в таком режиме крепко достается, но Total Rubia (TIR 8900 10W-40), по словам инженера Cummins, отлично справилось с задачей смазки и охлаждения на малых и средних оборотах, не говоря уже о больших.  А ведь в глубоких снежных колеях мотору пришлось изрядно напрячься.

Трансмиссия получила новые межколесные блокировки Eaton ELocker с электрическим приводом вместо пневматических. Быстродействие узлов заметно возросло. Выбираться из глубоко снега стало куда проще, а  проходить ледяной участок – заметно быстрее.

И всё-таки всем оказалось далеко все до того же Лауронена на его быстром Mitsubishi. На последней точке контроля прохождения финн лидировал, сенсация (а как еще назвать «тот неловкий момент», когда частник рвет в клочки мировых грандов дисциплины) уже не просто вызревала – она налилась соком и готовилась упасть с дерева. Упала… Вернее – упал в глубокий снег придорожной канавы синий Mitsubishi Тапио. Упал не сам – пришлось уворачиваться от раскорячившейся за горкой машины соперника. Но упал крепко – так, что не вытащишь. Упал всего… в 800 метрах от финиша 330-километровой гонки!

В итоге победителями всё равно стали финны. В международном зачете – экипаж Суоминена, в национальном – Амппуи. Второе место и там и тут осталось за Васильевым, уже второй год подряд. Не изменился и обладатель международной «бронзы», она вновь отправилась в багаже Рейнальдо Варелы в солнечную Бразилию. Такой стабильный результат на снегу для пилота, который уже перевалил 60-летний рубеж, – достижение классное! Четвертое место за чехами – экипажем Мирослава Заплетала, пятое за голландцем – бывалым дакаровцем  Эриком Ван Луном.

В чемпионате России приз за третье место  у братьев Новиковых, за которых в рейдовом мире не нарадуются: удачным оказался для них переход в высшую категорию Т1. Золотые награды международного серийного зачета уехали в Казахстан – отличный вышел карельский дебют для экипажа Дениса Березовского. Занявшие второе и третье места экипажи Александра Колембета и Александра Терентьева – в зачете чемпионата России соответственно оказались первым и вторым, «бронза» – у российского экипажа Сергея Шихотарова на еще одной «латвийской» машине. В зачете RS первое место едва удержал экипаж Алдиса Вилцанса, на второй позиции Александр Коструков, на третьей его брат Михаил Коструков (оба на «Газелях Next»).

Настоящая международная гонка! Правда, некоторые моменты вызвали недоумение. Например, выросшая из-за роста курса евро куда-то к небесам плата за аренду приборов безопасности (да-да, их предоставляет специальная служба, и за требуемое организатором оборудование приходится платить дополнительно и ощутимо) выглядит очень не антикризисно, особенно по меркам национальных экипажей.

С трудом переварила наплыв связанного с соревнованием люда и инфраструктура района. Да, развитие туризма в Карелии в приоритете, но по факту оказалось, что мест ближе чем за 60 км к месту старта не найти.

А в спортивном плане «Баха Россия Северный лес 2015» удалась. Что радует не просто само по себе, но и с учетом того, что ралли-рейды, о которых в России большинство и знает лишь, что «там Дакар, и там КАМАЗ», вообще-то один из тех видов спорта, где наши гонщики сильны по самым высоким мировым меркам.

И в Карелии, по чьему-то меткому замечанию, мы увидели настоящий «спорт высоких достижений». Ну а естественные сложности для зрителей – приграничная зона, глухие леса, ограниченный доступ – были с лихвой компенсированы на редкость большим числом телеэфиров на самых разных каналах.

Теперь пути Кубка мира и Чемпионата России расходятся. Мировые отправятся в горячие пески Абу-Даби, а российские – в степи и еще не раскаленные пески Астраханской области.

Подпишитесь на «За рулем» в

26.02.2015
Поделиться: