Кризис пересадил россиян на подержанные машины
Антикризисный выбор
В связи с недавним скачком цен на новые автомобили для многих россиян они стали не по карману. В результате все больше покупателей отказываются от идеи приобрести новенькую машину и обращают внимание на «секонд-хэнд». Как показал недавний опрос ВЦИОМ, в сравнении с прошлым годом заметно выросла доля тех, кто планирует приобрести подержанную иномарку (с 29 до 40%), тогда как желающих купить новый автомобиль зарубежного производства поубавилось (29% против 38% годом ранее). В то же время россияне стали чаще рассматривать для покупки новые отечественные машины (с 11 до 14%), а вот интерес к подержанным «нашемаркам», напротив, несколько снизился (с 15 до 13%).
Впрочем, начало года ознаменовалось снижением спроса и на подержанные машины, которое, правда, оказалось вдвое меньше, чем на рынке новых авто. Так, за первые два месяца 2015 года продажи автомобилей с пробегом, согласно данным «Автостата», снизились на 16,4%, до 665 тыс. единиц. за тот же период упала на 31,9% и составила 232,3 тыс. легковых машин. По мнению гендиректора компании Carprice , первичный авторынок в нынешнем году упадет в два раза, и это сокращение разделится примерно поровну: часть покупателей просто откажутся от покупки автомобиля, а другая половина уйдет на вторичный рынок. «Резкое увеличение цен на новые машины отталкивает, ведь больше денег люди зарабатывать не стали. будет процентов на 10-15, причем главным драйвером станет отсутствие кредитования», – отмечает он.Как менялись предпочтения россиян, планирующих купить автомобиль
Наибольшим спросом сегодня пользуются автомобили стоимостью до 600 тыс. рублей и в возрасте до 5 лет, говорят участники рынка. Кроме того, возрос интерес со стороны покупателей на «молодые» (1-3 года) кроссоверы и внедорожники стоимостью до 1 млн. рублей, а также автомобили премиум-класса, что объясняется их удорожанием на первичном рынке. Как поясняет Алексей Баринов, эти покупатели рассчитывают найти у дилера проверенный, «как новый» автомобиль с пробегом за меньшие деньги. К примеру, среди клиентов Суперавтомаркета «Формула 91» популярностью пользуются модели Land Rover, Jeep, Mercedes-Benz в возрасте до 5 лет.
По словам Вадима Маткаримова, покупатели стали требовательнее к техническому состоянию приобретаемых автомобилей, все чаще предпочитают машины более «свежие» и прошедшие тщательную диагностику. Это связано с тем, что значительно увеличилась стоимость обслуживания и цены на запасные части, которые подорожали практически в два раза, поэтому клиенты хотят быть уверенными в том, что покупка повлечет за собой минимум забот и дополнительных затрат.
В то же время дилеры отмечают увеличение спроса на обмен подержанного автомобиля на более «свежий», что опять же связано с удорожанием новых машин и недоступностью автокредитов. Как говорит директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Бабарыкин, в текущей ситуации потребитель не готов покупать новую машину по новым ценам, поэтому обращает свое внимание на автомобили с пробегом с минимальным сроком эксплуатации. При существующих программах продаж подержанных машин у потребителя есть возможность купить не только автомобиль, по состоянию близкий к новому, а при этом еще и с продленной гарантией.
К примеру, количество таких сделок у дилеров «Рольфа» выросло вдвое в первом квартале по сравнению с прошлым годом.
Аналогичную тенденцию наблюдают и в компании «Артекс», где за последнее время доля подобных сделок увеличилась с 10% до порядка 20%. По словам руководителя отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета «Формула 91» , эта услуга всегда была востребована у клиентов, учитывающих , ведь по некоторым брендам машина теряет от своей первоначальной стоимости почти 40% после трех лет эксплуатации. Однако, несмотря на растущий спрос, далеко не все дилеры готовы предложить такую услугу, ведь продажи заточены под новые автомобили и маржа целиком заложена в их сервисное обслуживание.«А культуры обслуживания подержанных авто на сервисах в России пока нет, – сожалеет Эдуард Гуринович. – Когда человек покупает подержанную «трехлетку» у официального дилера, вряд ли он будет три следующих года как часы привозить автомобиль в этот же сервис. И поэтому вся маржа при продаже подержанных машин закладывается в сам автомобиль. Выгоднее продавать старую машину и покупать новую, потому что там будет минимальная наценка на новый автомобиль, с учетом того, что клиент в ближайшие три года станет его обслуживать у этого дилера».
Кстати, благодаря госпрограмме обновления автопарка покупка нового автомобиля по схеме trade-in становится все более популярной. Так, в марте продажи через trade-in превысили 50% впервые с запуска программы осенью прошлого года.
По словам Дмитрия Бабарыкина, госпрограмма оказала существенное влияние на рост популярности trade-in, причем она смогла привлечь владельцев автомобилей в ценовом сегменте до 300 тысяч рублей, которые до этого не являлись потенциальными клиентами trade-in. С запуском программы обновления автопарка количество сделок с привлечением услуги обмена старого авто на новый в ГК «АвтоСпецЦентр» увеличилось на 18%, и как следствие выросли продажи автомобилей с пробегом.
Как отмечает Дмитрий Бабарыкин, с учетом роста цен на новые автомобили в госпрограмме заинтересованы как потенциальные покупатели, так и официальные дилеры, потому что к такому росту цен потребитель оказался не готов.
Как известно, в 2011-2012 годы наблюдался подъем рынка новых автомобилей, и сейчас многие владельцы этих машин задумываются об их продаже. Однако с учетом недавнего роста цен на новые авто обновить личный транспорт сегодня может далеко не каждый. По мнению гендиректора маркетингового агентства GiPA Russia Александра Груздева, владельцы относительно молодых автомобилей будут чуть придерживать свои машины. Если раньше многие из них продавали авто еще до истечения срока гарантии, то сейчас они повременят с перепродажей.
И все-таки владельцам двух-, трехлетних машин эксперты советуют поменять свой автомобиль на новый или более свежий, что позволит снизить стоимость владения в связи с увеличением цен на запчасти и страховых тарифов. Причем лучше это сделать именно сейчас, пока ценники не продолжили расти. По словам Марии Бильбулян, желающим купить новую машину следует обратить внимание на бренды, уходящие с российского рынка, поскольку их автомобили предлагаются сейчас с приличным дисконтом.