Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Maserati Quattroporte: неореализм

Один день за рулем седана Maserati Quattroporte 1969 года. Такой автомобиль мог родиться только в Италии. Так же как и бесхитростные, но притягательные мелодии Челентано и Кутуньо, как удивительные фильмы Де Сики, Феллини и Висконти.
Полная версия

 

Maserati Quattroporte_1

Maserati Quattroporte_1

Доброе утро, Италия!

Помните, о каких символах родины пел в знаменитом шлягере про «истинного итальянца» Тото Кутуньо, в которого лет тридцать назад были влюблены если не все девушки Советского Союза, то уж точно половина? Жгучий брюнет иронично рассказывал о крепком кофе, новых носках в верхнем ящике комода, синих костюмах в белую полоску и «шестисотом» (имелся в виду, конечно, Fiat), стоящем в ремонте.

Италия всегда славилась не только маленькими народными машинами, но и спортивными автомобилями, чьи имена для ценителей звучали, как арии Верди для меломанов. Но в 1961 году моденская компания Maserati задумала уж совсем необычную машину – роскошный люксовый седан с узлами и, соответственно, характеристиками спортивного купе. В те годы нечто подобное, и то с оговорками, делали лишь британский Jaguar да французская Facel-Vega.

Итальянцев же на идею такой машины натолкнул заказ проживавшего в Швейцарии иранца Карима Ага-хана – известного мультимиллионера и страстного поклонника марки Maserati. Ему построили машину на основе модели 5000 с заказным кузовом ателье Frua. А через два года, в 1963‑м, представили модель Quattroporte. Звучит поэтично, но в переводе с итальянского это означает лишь тип кузова – «четыре двери».

Maserati Quattroporte. Типичный для 1960‑х итальянский спортивный стиль ярко воплощен в большом четырехдверном седане.

Начало 1960‑х – время расцвета знаменитого итальянского неореализма. В год, когда появился Quattroporte, Золотую пальмовую ветвь в Каннах получил «Леопард» Лукино Висконти. Почти одновременно вышли «Бум» Витторио Де Сики с Альберто Сорди (кстати, тоже поклонник Maserati) и «8½» Феллини. Хорошая компания, правда? У лучших итальянских фильмов и четырехдверного Maserati немало общего. Итальянское кино тех лет – это удивительное сочетание высокого и простого, иногда даже площадного юмора, бесхитростных историй и изощренной режиссерской и операторской работы. В общем, не случайно всё это назвали неореализмом. Вот и автомобилей таких до Quattroporte не было.

В этом седане (кстати, живьем он смотрится куда интереснее и эффектнее, нежели на фото) есть и американские мотивы. Скажем, панорамное ветровое стекло. Оно чуть вычурно, но в то же время удивительно гармонирует с типично итальянским изяществом и минимумом кузовного декора.

Свирепый фирменный оскал решетки радиатора, на первый взгляд, не очень «склеивается» с массивным чемоданообразным багажником – а глаз не оторвать! Да еще эти низенькие, по моде тех лет, задние фонари… Нет, к этой машине неприменимы рациональные категории!

ДОЛЬЧЕ ЛИ ВИТА?

И в таком большом автомобиле (длина 5 метров, база 2,75 метра) столь тесное заднее сиденье? Это надо было постараться! Особо не пошикуешь. Но ведь эта четырехдверная машина, как ни странно, сделана в первую очередь для водителя. А если уж особо важный пассажир окажется сзади, придется сдвинуть правое кресло вперед до упора. Правда, великого простора все равно не добьешься. Придется потерпеть ради того, чтобы ехать в таком автомобиле. И ведь терпели!

Maserati Quattroporte. Седан-то он седан, четырехдверный, но задний диван очень тесный. Главный герой здесь – водитель!

Настоящая кожа, полированное дерево – неподдельный шик шестидесятых. Под капотом урчит огромный двигатель V8 и при этом – механическая пятиступенчатая коробка передач! Автоматы поставили лишь на считаные машины.

Истинные ценители были не против механической коробки. Какой иначе смысл в спортивном моторе? На ранние автомобили ставили агрегат объемом 4,2 литра (280 л.с.), а позже – 4,7‑литровый (290 л.с.).

Максималка самой мощной версии приближалась к 250 км/ч. Посему Quattroporte был самым быстрым четырехдверным седаном в мире. А машина, с которой я познакомился, и вовсе уникальная – потому что оснащена 325‑сильным двигателем V8 с двумя карбюраторами.

Maserati Quattroporte

Этот седан построили в 1969‑м (последний год производства Quattroporte первого поколения) как прототип для обкатки 4,9‑литрового двигателя. Машина долго оставалась на заводе, потом ушла к частнику, затем ее вновь выкупила фирма.

Могучий мотор, низко бурча на холостых оборотах, уже прогрелся и готов к бою. С некоторым трепетом я стронул роскошный седан с места, не без труда сохраняя контроль над правой ногой. Бережно перехожу на вторую, затем на третью. Ну, наконец-то! Прямой и пустой участок!

Давлю на педаль – и современная итальянская малолитражка, прилипшая к багажнику почтенного Maserati явно из вредности, остается далеко позади. Только успевай переключать передачи! А ведь ходы рычага велики и движется он как-то вязко. Приноровиться можно, но напрягать 45‑летнюю уникальную машину – грех.

Поначалу Maserati напомнил американские «крейсеры» того времени. Руль легкий, а реакции машины размазанные. Но подвеска (сзади – De Dion), при том что комфортна, заметно жестче американской, а потому и крены в крутых поворотах меньше.

Ездить на этом итальянском чуде вальяжно и плавно очень сложно! Тем более что у Quattroporte весьма неплохие даже по современным меркам дисковые тормоза на всех колесах. Но ветерана надо беречь. К тому же паспортные 25 литров бензина на 100 километров – далеко не предел, можно спалить и больше! Кстати, еще одно необычное решение: у седана два бака, причем не сообщающихся – переключатель стоит посредине передней панели.

БЕССМЕРТИЕ БОГОВ

Во времена молодости этого Maserati бензин был дешевым, музыка – живой, а кино – настоящим, не компьютерным. Ну а гонорары звезд пусть и не такими, как нынче, но тоже не скудными. Maserati Quattroporte первого поколения приобрели Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, мастер комедии  по-итальянски Альберто Сорди, обворожительная Клаудиа Кардинале и, конечно, известный автомобильный коллекционер князь Монако Ренье. Говорят, один такой седан был даже в Советском Союзе – у знаменитого любителя классных машин.

Maserati Quattroporte

Неординарный седан в 1960‑е годы поднял продажи моденской фирмы, но на носу уже был нефтяной кризис. Установленный на этом экземпляре 4,9‑литровый 300‑сильный мотор серийным для седанов первого поколения так и не стал. В 1969‑м модель сняли с производства. Мода изменилась, и кузов Quattroporte выглядел теперь как дорогой, но уже лет пять как вышедший из моды костюм.

На Парижском автосалоне 1974 года представили прототип с тем самым 4,9‑литровым мотором и совершенно новым элегантным кузовом от ателье Frua. В серию такую машину не пустили – по экземпляру досталось королю Испании и уже помянутому яростному поклоннику марки Кариму Ага-хану. Лишь еще через пять лет – через десятилетие после снятия нашего героя с производства – в мир пошел серийный седан, уже совсем другой.

Высокое и земное, серьезное и смешное… Именно об этом пел в своем шлягере Кутуньо, именно этим привлекало знаменитое итальянское кино. Кстати, в год, когда Quattroporte первого поколения ушел в отставку, на экраны вышел очередной шедевр Лукино Висконти – «Гибель богов».

К счастью, это не про Quattroporte. Модель с таким именем и нынче стоит на конвейере, а сохранившиеся экземпляры первого поколения – на вес золота. Итальянские эстрадные мелодии и фильмы всегда пользовались в нашей стране особой симпатией. Наверное, мне трудно расставаться с этим седаном, настоящим шедевром неореализма, еще и поэтому.

Родом из Болоньи

a-01

a-01

Карло, Альфьери, Марио, Биндо, Этторе, Эрнесто – в большой болонской семье было шесть сыновей, и четверо из них по‑ святили себя автомобилям. Локомотивом семейного дела стал Альфьери, основавший вместе с Этторе и Эрнесто в декабре 1914 года гараж и мастерские в родном городе. Компания занималась инженерией, сотрудничала с гоночными командами известных итальянских заводов, а в 1926‑м представила свой первый гоночный автомобиль Maserati Tipo 26 с полуторалитровым рядным восьмицилиндровым двигателем мощностью 120 сил.

В 1937 году братья продали семье Орси свою фирму, но продолжали с ней сотрудничать. В 1940‑м завод переехал в Модену. Во время войны там собирали трех- и четырехколесные грузовички на электротяге. Первый дорожный автомобиль модели А6 выпустили в 1946 году.

За гоночную команду Maserati в разное время выступали великие Тацио Нуволари, Ахилл Варци, Хуан Мануэль Фанхио. Сейчас двухдверки выпускают в Модене, а четырехдверные модели – в Турине.

 Древний мир и суперкары

a-02

a-02

На месте нынешней Модены (итальянцы делают ударение на первом слоге) было поселение Мутина, ставшее в 183 году до нашей эры римской колонией. В длинной истории Модены случались самые разные события – и трагические, и счастливые.

Некогда в городе даже был университет, соперничавший с известным и сегодня болонским. В ХХ веке город с его окрестностями стал своеобразной столицей итальянского спортивного автомобилестроения. Здесь родился Энцо Феррари; основанная им фирма расположена всего в 20 километрах – в Маранелло. Неподалеку размещено производство Lamborghini и De Tomaso. Ну а одно из самых современных высоких зданий Модены – административный корпус компании Maserati.

Талант и поклонник

a-03

a-03

Одним из самых горячих приверженцев марки Maserati был знаменитый итальянский актер Альберто Сорди. Родился в 1920‑м, работал на радио, дублировал зарубежных актеров в кино. Потом снимался у таких знаменитых режиссеров, как Витторио Де Сика, Федерико Феллини и др. В разное время у Сорди были Quattroporte, Mistral (на фото) и другие модели с фирменным трезубцем.

Трезубец и четыре двери

08

08Maserati Quattroporte
Maserati Quattroporte

Седан с заводским обозначением АМ107 и фирменным «триденте», то есть трезубцем, на решетке радиатора стартовал в 1963 году. На Quattroporte серийно ставили моторы V8 4.2 (280 л.с.) и V8 4.7 (290 л.с.). Коробка передач – пятиступенчатая, механическая. Автомат смонтировали лишь на несколько машин. У автомобилей условной второй серии первого поколения изменились некоторые элементы отделки, фары стали круглые, а не прямоугольные. До 1969 года выпустили 776 экземпляров. Сторонняя фирма построила один пикап – аварийный автомобиль для гонок.

Фотогалерея

 

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
19.04.2015
Фото: Соловьев Владимир
Поделиться: