Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

День рождения трамвая

В апреле московскому трамваю исполнилось 116 лет. За этот внушительный срок он прошел путь от открытого вагончика с лошадьми до нанотехнологичного концепта R1, будто вылезшего из фантастического фильма о будущем. Хоть дата и не круглая, но отметили ее с размахом – тысячи москвичей посмотрели и даже побывали внутри вагончиков с более чем вековой историей.
Полная версия
MBT-82

Днем рождения московс­кого трамвая считается дата запуска регулярного движения – 7 апреля 1899 года. Однако на самом деле конно-железная дорога, или просто конка, появилась в городе гораздо раньше – еще в 1872-м. Она стала заменой самого первого вида общественного транспорта в России – «линейки». Если «линейка» была просто телегой с лавкой для 6–10 пассажиров, которых трясло во все стороны при езде по брусчатке, то конка, для которой были проложены специальные ровные рельсы, стала настоящим прорывом в области общественного транспорта. Конка развивала скорость до 20 км/ч и могла вместить до 38 пассажиров – помимо мест внутри вагончика, были еще и лавки на крыше, к которым вела маленькая винтовая лесенка. Вагончик тащили за собой от одной до трех лошадей. Бывало, что перед крутым подъемом дежурили специальные мальчики, которые впрягали дополнительных коней, а затем выпрягали их, когда трамвай снова выходил на ровную дорогу.

Конка

В 1906 году у конки появился серьезный конкурент – электрический трамвай, который довольно быстро положил конец эпохе поездов на натуральных лошадиных силах, уже в 1912-м последняя конная железная дорога прекратила свою работу. А вот следующий трамвай производства
, прозванный в народе фонарным, стал самым долговечным в московской истории, верой и правдой прослужив городу более 50 лет – до 1960 года. Фонарным его назвали из-за крыши, в которой располагалась разноцветная фонарная надстройка, с помощью который в вагон проникал солнечный свет, причем создавался эффект многоцветной иллюминации за счет применения витражных стекол (которые, к сожалению, не сохранились до наших дней).

У вагона были открытые входные площадки без дверей, что позволяло людям спрыгивать прямо на ходу, например, на поворотах, когда трамвай замедлял скорость. Кстати, дверные проемы у фонарного трамвая настолько узкие, что некоторые особенно крупные персоны могли пройти в них только боком – то ли в те годы в России в принципе не было толстяков, то ли они прос­то не ездили на трамваях. Фонарный трамвай развивал скорость до 40 км/ч и имел всего 19 мест для сидения, поэтому обычно к нему прикрепляли второй вагон.

Фонарный
Бесфонарный
КМТ
Tatra T7

Помимо исторических образцов по Москве в день рождения трамвая проехали и четыре новые модели, которые могут в будущем получить прописку в столице. Среди них два образца (сочлененный CityStar и одиночный «Витязь») разработки Тверского вагонзавода и экземпляр, представленный компанией Alstom (его предполагается производить в Питере). Но москвичи в ходе импровизированного конкурса выбрали трамвай «Метелица», построенный в Белоруссии по лицензии и под контролем швейцарской фирмы Stadler. Каркас трамвая с радиусными боковинами (весьма распространенными в мире, но впервые предложенными нам) изготовлен из стали, а внешняя обшивка из композитных материалов, которые можно легко поменять при повреждении. «Метелица» разгоняется до 75 км/ч и способна вместить около 260 человек.

Подпишитесь на «За рулем» в

11.05.2015
Поделиться: