Напоить «железного коня»: сколько денег уходит в бензобак?
Бензиновый Клондайк
В прошлом году россияне залили в баки своих автомобилей 84 млрд литров (65,5 млн т) топлива, подсчитали в «Автостате». И хотя легковых машин в российском автопарке примерно в пять раз больше, чем коммерческого транспорта, больше всего горючего потребляют легкие коммерческие автомобили и грузовики (48,5%), а также автобусы (5%). А вот на легковые авто приходится 46,3% используемого автотранспортом горючего.
Если же перевести литры в деньги, взяв за основу среднерыночные цены на бензин и дизтопливо, то получится кругленькая сумма – 2,7 трлн руб. Для сравнения: за тот же 2014 год на покупку новых автомобилей россияне потратили 2,4 трлн руб. То есть заправщики зарабатывают на автомобилистах куда больше, чем дилеры. К тому же если обновление личного транспорта можно и отложить, то заправлять своего любимца приходится с неизбежной регулярностью.
Дорожает и будет дорожать
Между тем за прошлый год россияне оставили на АЗС почти на 10% больше денег, чем в 2013 году. Эксперты связывают это, прежде всего, с ростом цен на топливо – бензин в прошлом году подорожал в среднем на 7%, по данным «Автостата», а дизтопливо – на 6%. При этом ценники на бензоколонках росли, несмотря на обвал нефтяных котировок более чем вдвое.
«Увеличение цен на топливо – непрерывный процесс, запущенный государством. Ни для кого не секрет, что две трети в литре стандартного бензина – это акцизы, сборы и пошлины, которые производитель стандартно перекладывает на плечи потребителя. Биржевая цена на нефть тут не играет практически никакой роли», – поясняет старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
Снижения стоимости топлива в ближайшее время ждать не стоит, оно будет дорожать и впредь, уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, этому будет способствовать, прежде всего, увеличение спроса на горючее, а также стабильно высокие — в контексте сложной ситуации на валютном рынке — инфляционные ожидания, которые усугубляются введенными против России экономическими санкциями. При этом эксперт сомневается, что государство сможет директивными методами затормозить рост цен на топливо. Хотя бы потому, что это нарушает законодательство. К тому же подобные меры могут привести к резкому снижению поступлений в бюджеты всех уровней от нефтяной отрасли, а также к дефициту топлива в стране, в чем власти вряд ли заинтересованы.
Иномарки переходят на «девяносто второй»
Самым распространенным видом топлива в России является бензин – его доля составляет более 60% в общем объеме, тогда как на солярку приходится примерно 37%. «Российский автопарк достаточно старый, средний срок эксплуатации автомобиля составляет в России восемь-девять лет. Этим обусловлен перевес в сторону бензиновых двигателей. Возможно, играет роль и климатический фактор: бензины более устойчивы к выпадению парафинов при низкой температуре», – комментирует Анна Бодрова.
В структуре потребления бензина более половины (55%) объема приходится на АИ-92, на втором месте АИ-95/98 (38%), на третьем – АИ-76/80 (7%), гласят данные «Автостата». Столь большая востребованность «девяносто второго» объясняется устаревшим парком автомобилей в нашей стране. Кроме того, известно, что россияне зачастую пытаются сэкономить на топливе, заправляя «железного коня» более дешевым бензином с меньшим октановым числом. В связи с этим, кстати, производители иномарок в последнее время специально для российского рынка адаптируют двигатели своих моделей под использование АИ-92. Такое топливо, к примеру, спокойно переваривает большинство внедорожников Mitsubishi, включая обновленный Outlander. Новый Ford Mondeo, который недавно вышел на российский рынок, также имеет двигатель, сертифицированный для эксплуатации на АИ-92. «Автопроизводители адаптируют свои автомобили и в других странах, ведь везде разное законодательство, технические регламенты, а главное – потребительские предпочтения. И не учитывать их – большая ошибка, так как можно потерять деньги и клиентов», – говорит Дмитрий Баранов.
Ездить стали меньше
По данным статистики, рост потребления топлива в литрах (на 2-3% в год) оказался меньше увеличения российского автопарка (на 4-5%), что свидетельствует о сокращении среднего пробега автомобилей. Правда, стоит также учитывать, что на российских дорогах появляется все больше новых машин с более экономичными двигателями. По словам Александра Егорова, в последнее время из-за кризиса потребители все чаще экономят, что ведет к некоторому сокращению расхода топлива на автомобиль. «Ввиду продолжающейся рецессии и низких доходов населения такая тенденция будет продолжаться еще ближайшие год-два», – полагает эксперт. По мере преодоления кризиса можно ожидать увеличения поездок граждан на личном автотранспорте, особенно в связи с приближающимся сезоном отпусков, добавляет Дмитрий Баранов.
Известно, что расходы на топливо составляют значительную часть в общей стоимости владения автомобилем. По оценкам PwC, эта статья расходов занимает в автомобильном бюджете от 7 до 24% в зависимости от класса машины. При этом для более дорогих автомобилей доля затрат на горючее меньше, несмотря на больший топливный расход (за счет более мощных двигателей).
Впрочем, высокие затраты на топливо, которое дорожает с каждым годом, не отпугивают россиян от покупки нового автомобиля. По словам Дмитрия Баранова, даже несмотря на рост цен на горючее, наши соотечественники продолжают покупать автомобили и ездить на них. «Россияне давно привыкли к тому, что бензин – это как минимум недешево», – резюмирует Анна Бодрова.