Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Вторичный авторынок: выгодно продать, выгодно купить

На вторичном рынке машин покупают в два раза больше, чем на первичном. Какие из них пользуются спросом, а какие покупатели обходят стороной? Как безопасно продать свой автомобиль? Где покупать – в автосалоне или у частника? На эти и другие вопросы попытаемся ответить в нашей статье. Для кого-то она станет повторением прописных истин, другим же наверняка поможет.
Полная версия

Продаем подержанный автомобиль

Существует три самых распространенных способа расстаться с автомобилем. Во-первых, продажа напрямую, во-вторых, через посредника, в качестве которого чаще всего выступает дилер, и в-третьих, trade-in – продажа автомобиля в зачет покупки нового. Последняя схема самая простая, но и самая невыгодная с финансовой точки зрения.

Давайте обо всем по порядку.

Прямая продажа

Вы подаете объявление о продаже, обычно на профильном интернет-сайте, и ждете звонков от потенциальных покупателей. Но готовьтесь к тому, что вы будете атакованы предложениями от разного рода «серых» дилеров или перекупщиков. Вас ждет шквал sms и звонков от менеджеров, обещающих в короткое время продать ваш автомобиль.

Кроме этого, придется постоянно поддерживать автомобиль чистым. Ведь опрятный внешний вид и свежий салон – залог быстрой продажи. Благо сделку нынче можно заключить очень быстро: достаточно осмотреть машину, договориться о цене, заполнить договор, вписать нового собственника в ПТС, получить деньги – и готово, автомобиль продан. Сейчас не надо снимать автомобиль с учета, а поставить на учет можно в любом подразделении ГИБДД, независимо от места регистрации.

При встрече с потенциальным покупателем надо помнить об элементарной бдительности. Не оставляйте ключи в замке зажигания, документы на автомобиль должны всегда быть при вас, а не в бардачке или в папке на заднем сиденье. Тест-драйв возможен, но за рулем должны сидеть только вы. И по возможности показывайте машину не в одиночестве, а в компании с товарищем или родственником.

Типовой договор можно скачать у нас из фотогалереи ниже. Заполните его в трех экземплярах. Один для вас, два других для покупателя.

Кроме того, сделайте отметку в ПТС с данными нового владельца. Впрочем, если заполнение документов – не ваш конек, обратитесь за помощью к специалисту. Цена такой услуги вполне адекватная – от 1500 до 5000 руб. Договор обойдется дешевле, если вы сами приедете в контору, коих полно у любого регистрационного подразделения ГИБДД. Максимальную цену придется выложить, если решите вызвать агента на дом или в офис.

Получение денег – пожалуй, самый ответственный момент. Не каждому везет получить деньги в момент подписания договора без обмана и единой фальшивки. Сейчас, когда по стране то и дело выявляются очередные группы фальшивомонетчиков, получать на руки пачку денег без проверки – опрометчивый шаг. Можно воспользоваться машинкой для проверки денег — эту услугу могут предложить в тех самых фирмах, что занимаются оформлением договоров купли-продажи. Еще лучше все денежные вопросы решать в отделении вашего банка, в присутствии покупателя положив наличные на свой счет, после чего обменяться документами.

Продажа через дилера

Значительно сокращает ваши временные затраты на размещение объявлений и показ автомобиля. Но за это придется отдать часть вырученных от продажи средств. Чаще всего речь идет о фиксированной сумме – от 35 000 руб. и выше. Правда, некоторые жадные дилеры еще норовят получить за стоянку и охрану автомобиля. Но это не единственный минус: вам придется на время продажи полностью отказаться от эксплуатации машины. Из плюсов следует отметить безопасное получение денег – всю сумму за машину переведут на ваш счет в банке.

Перед продажей следует почитать отзывы об автосалоне, обратив особое внимание на то, насколько аккуратно он переводит деньги. Были случаи, когда деньги за проданный автомобиль не возвращались продавцу несколько месяцев. У меня был положительный опыт продажи машины через такую фирму. Надо было срочно реализовать автомобиль за определенную сумму. Размещение объявлений через Интернет ни к чему не привело, тогда по совету друзей обратился в крупную компанию, занимающуюся продажей подержанных автомобилей. Пригнал машину, ее осмотрели, договорились о цене, причем она подросла только на дилерскую маржу, став ближе к максимальной по рынку за автомобиль в схожей комплектации. Но, несмотря на такое повышение, автомобиль удалось продать в течение двух недель.

Основной контингент покупателей таких салонов в мегаполисах — провинциалы. Они выбирают по Интернету машину, едут с настроем купить, а автомобиль не понравился, но есть альтернативы в хорошем состоянии, почему бы не купить? И еще один момент: крупные дилеры дают  гарантию на двигатель и коробку на месяц, кто из частников на такое пойдет? Но не стоит обольщаться: на этом рынке масса нечистых на руку продавцов, которые доводят внешний вид автомобиля до совершенства, а копни машину поглубже – развалюха. Так что к выбору площадки надо подходить основательно.

И еще один нюанс. Выставлять машину лучше в среду-четверг, чтобы менеджеры успели разместить объявления на сайтах. Суббота и воскресенье – самые «рыбные» дни, в выходные много покупателей приезжает из других городов. Кроме этого, многие компании предлагают купить автомобиль в кредит и тут же могут его оформить. Это очень удобно для покупателя. Очень часто едешь смотреть один автомобиль, а покупаешь совсем другой, иногда даже чуть дороже.

Продажа по trade-in

Самый простой и безопасный способ избавиться от старого автомобиля и при этом купить новый. Но это и самый невыгодный вариант. Чтобы сдать автомобиль по этой программе, надо выполнить несколько шагов. Выбрать новый автомобиль, предоставить для проверки и оценки старую машину, заплатить за диагностику. Правда, если сделка состоится, деньги вернут.

Самое непредсказуемое – оценка. Четких критериев у дилеров нет (единая база пока в стадии разработки), все зависит от менеджера, который занимается б/у автомобилями. Он просматривает сайты, ищет подобные машины, а потом по одному ему известному алгоритму высчитывает стоимость вашей машины. Она, в лучшем случае, будет чуть больше минимальной рыночной цены. Но сейчас за сдачу машины по системе trade-in многие официальные дилеры дают бонусы минимум в 40 тыс. руб., а то и выше  – 80–100 тысяч. За счет этого схема взаимозачета становится более привлекательной: благодаря скидкам цена подержанной машины приближается к среднерыночной или даже ее превосходит.

***

Покупаем подержанный автомобиль

Начинать тут следует с определения параметров автомобиля, который вы хотите приобрести. В противном случае, если ориентироваться лишь на цену, вам придется подолгу просматривать страницы с результатами поиска. Мы попробовали  подобрать автомобиль в ценовом диапазоне от 900 тыс.  до 1 млн руб. – сейчас за эти деньги можно купить новый автомобиль гольф-класса. Результат поиска –  более 250 машин на любой вкус. Любители больших внедорожников могут купить двенадцатилетние Lexus GX 470 или Cadillac Escalade. Тем, кому по душе скорость, подойдет девятилетняя Mitsubishi Lancer Evolution с 280-сильным двигателем.

Выбор столь популярных нынче кроссоверов просто огромный. Можно приобрести 7-8-летние машины большой немецкой тройки – BMW X5, Mercedes-Benz GL или Audi Q5. А можно взять годовалый Ford Kuga или седан Toyota Camry. Поэтому самое главное – сузить рамки поиска. Лучше выбирать ту машину, которую сможете в дальнейшем содержать. Не гонитесь за экзотикой – будут проблемы с запчастями и сервисом. Если вы не любите проводить выходные в гараже, выбирайте автомобиль посвежее – обычно это 3-5-летние машины. Если у вас дача, можно купить универсал – правда, у нас, в отличие от Европы, этот тип кузова не столь популярен.

Что предпочесть

Автомобили какого автопроизводителя лучше? Ответить на этот вопрос, с одной стороны, очень просто, с другой – практически невозможно. Помочь могут рейтинги надежности, ежегодно публикуемые в Европе и США. Российского аналога пока нет, да и откуда ему взяться? Все рейтинги строятся на ежегодном прохождении ТО. Далее массив данных обрабатывается, и мы узнаем, что та или иная модель оказалась лучшей с точки зрения надежности. Единственная закономерность, которая просматривается на протяжении последних лет, – чем больше электроники в автомобиле, тем он менее надежен.

Кроме надежности существует понятие «падение цены с возрастом», а также ликвидности автомобиля. Чем он престижнее, тем больше он теряет в цене. Например, Audi A8, BMW 7 или Mercedes-Benz S-класса теряют за первые три года более половины своей стоимости, тогда как, например, кроссовер Honda CR-V – менее 20%.

Замечено, что французские автомобили теряют при первой смене владельца более 40% начальной цены, зато потом стоимость падает не столь стремительно. «Немцы», «японцы» и — в последнее время — корейские машины не столь подвержены резкому снижению цены.

Выбираем подержанный автомобиль

Если это ваш первый автомобиль, обязательно воспользуйтесь услугой опытного друга. Если такового нет, обратитесь в крупный автосалон.

Выбирать следует машины, прошедшие специальный тест. Например, у Volkswagen это одобрение Das Welt Auto, у Nissan – «Одобрено Ниссан», и такие программы есть у многих компаний. Автомобиль проходит осмотр и полную диагностику, так что покупаете вы в итоге проверенную машину –  хоть какая-то гарантия для новичка. А иначе получится как с моим другом, который, имея не очень много денег, захотел купить свой первый автомобиль. Первые три машины друзья забраковали, но желание было столь большим, что все увещевания и просьбы подождать не возымели действия. Как итог, был куплен свежеокрашенный автомобиль. Снаружи он был превосходен, но при первой же поездке при резком торможении сиденье пассажира стало жить само по себе и в итоге отвалилось. При тщательном осмотре выяснилось, что днище совсем прогнило, пришлось ехать к друзьям в гараж и полностью его переваривать.

Покупаем автомобиль

Итак, автомобиль выбран. Едем смотреть. Вначале осматриваем внешний вид. Осмотр лучше производить днем и обязательно на улице. При дневном освещении легче увидеть некачественную окраску. Лучше, если у вас или вашего друга будет прибор, с помощью которого можно определить толщину ЛКП. Толщина слоя заводской краски для большинства машин находится в диапазоне от 70 до 180 мкм. При этом основным показателем родной покраски является разброс толщины для детали: он не должен превышать 10–15 мкм, а для всего автомобиля – 20–25 мкм.

Если обнаружили отклонения, значит деталь восстанавливалась. Есть повод к торгу. Осмотрите, как восстановлена лакокрасочная поверхность. Если мастер не схалтурил, визуально отличить вновь окрашенную деталь будет сложно. Еще стоит обратить внимание на автомобильные стекла. Если маркировка завода-изготовителя, логотип автомобильной компании и год выпуска на всех совпадают – хорошо. С большой вероятностью автомобиль не попадал в крупные аварии. Если лобовое стекло от другого производителя – не страшно. От летящих камней на дороге никто не застрахован.

Осмотрите тормозные диски: их состояние поможет определить приблизительный пробег машины. Обычно их меняют вместе с третьим комплектом тормозных колодок. Комплект передних колодок ходит порядка 30-35 тыс. км. Состояние шин расскажет об исправности подвески. Любые проплешины и неравномерный износ передних и задних колес указывают на проблемы с подвеской.

Переходим в салон. Здесь масса индикаторов, которые указывают на пробег машины. Помимо показаний одометра на панели приборов, которые, впрочем, могут быть скорректированы, обратите внимание на состояние руля: сильные потертости в местах хвата могут поведать о длительном и активном управлении.

Сиденье водителя не должно быть сильно просижено и протерто. Свежие чехлы могут говорить как о внимании хозяина к своему автомобилю, так и о желании скрыть истинный пробег.

Осмотрите подкапотное пространство. Любые подтеки масла – лишний повод задуматься.  Обязательно прокатитесь. Попросите владельца проехать по неровностям (вдруг вылезут стуки подвески?) и описать восьмерку (услышите хруст – возможно, неисправны приводы колес). Любые стуки, скрипы и прочие посторонние звуки являются поводом поехать в сервис на диагностику. Правда, вам придется заплатить за нее, но зато вы узнаете истинное техническое состояние машины и, вполне вероятно, получите кое-какие рекомендации и приблизительную калькуляцию ремонта. А это вновь повод для торга. И еще: заранее подберите сервис, куда будете отгонять машину для тестирования, – так будет надежнее.

Договор и оплата

Сошлись в цене с продавцом? Что ж, тогда самая приятная, хотя и не менее ответственная часть покупки – оформление договора купли-продажи (образец – в фотогалерее ниже). Вам, как покупателю, необходимо иметь два экземпляра договора. Один остается при совершении регистрационных действий в ГИБДД, другой – у вас. В случае перепродажи автомобиля он будет являться документом для предоставления в налоговую службу.

Самый скользкий момент – передача денег и получение документов. Продавец и покупатель боятся, как бы их не обманули. Один из безопасных вариантов передачи денег и документов – делать это в банке. Покупатель в присутствии представителя продавца переводит деньги, в это время продавец вместе с представителем покупателя вписывает данные в ПТС. Продавец пишет расписку в получении денег. Все, процедура закончена.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в

14.05.2015
Поделиться: