Как оформить ДТП по европротоколу
Пять лет назад у автовладельцев появилась возможность оформить ДТП без участия полиции – именно тогда мы узнали о европротоколе. Идея зафиксировать аварию и получить компенсацию по ОСАГО не нашла поддержки среди автомобилистов. Одни не знали, как оформлять документы, другие боялись отказа в компенсации из-за возможных ошибок в заполнении бумаг. Да и максимальная сумма компенсации не позволяла устранить даже мелкие повреждения.
Осенью прошлого года размер страховых выплат по европротоколу увеличили с 25 тысяч до 50 тысяч рублей. А для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей аж до 400 тысяч.
Для самостоятельного оформления ДТП по европротоколу необходимо выполнение определенных условий: нет пострадавших (не нанесен вред здоровью), в столкновении участвовало два автомобиля, оба водителя застрахованы по ОСАГО, обстоятельства ДТП и перечень повреждений транспортных средств не вызывают разногласий. Если для получения выплаты в пределах 50 тысяч рублей достаточно заполнить бланк извещения, то жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей для получения компенсации по максимальной планке в 400 тысяч рублей потребуется зафиксировать последствия столкновения – сфотографировать или сделать видеозапись.
Заполнение бланка извещения о ДТП вопросов, как правило, не вызывает. Тем не менее некоторые страховые придираются к неточностям и отказывают в страховой выплате по формальным основаниям. По словам директора по страхованию компании INTOUCH Василия Бусарова, сейчас в Российском союзе автостраховщиков (РСА) обсуждается упрощенная процедура оформления ДТП по европротоколу. А пока обратите внимание на некоторые нюансы заполнения документов, чтобы не было сложностей с получением страхового возмещения.
Бланк извещения – самокопирующийся. Лицевую часть заполняют оба участника. После этого бланк разъединяют – один лист потерпевшему, второй виновнику. Затем водители заполняют на обороте своих бланков информацию о том, как произошел инцидент. На лицевой стороне ставится подпись двух участников, а на оборотной стороне каждый водитель расписывается на своем бланке.
После заполнения извещения потерпевший обращается в свою страховую компанию за компенсацией, а виновник извещает свою страховую компанию о ДТП.
Если же речь идет о максимальной выплате в 400 тысяч (для обозначенных выше четырех регионов), то помимо заполненного бланка извещения необходимо с помощью технических средств зафиксировать расположение автомобилей после удара и их повреждения. Требования к таким устройствам фиксации: они должны записывать дату и время съемки, а также определять местоположение с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС (до 2017 года допускается использовать приборы, работающие с иными спутниковыми системами). Еще одно требование – невозможность корректировки записи. Можете использовать даже смартфон, если на нем установлена программа, позволяющая вести запись с указанием координат, даты и времени суток.
Запомните: на фото- и видеосъемку последствий аварии отводится всего час после ДТП. Нужно зафиксировать расположение транспортных средств на дороге, причем обязательно с привязкой к местности: снимите, например, соседнее здание с названием улицы на табличке и номером дома, мачту освещения и ее инвентарный номер и т. п. На автомобилях должны быть видны государственные регистрационные знаки, а если их нет – идентификационные номера (VIN).
К съемке на фото- или видеокамеру необходимо подойти ответственно – несоблюдение условий грозит снижением лимита с 400 тысяч до 50 тысяч рублей. Затем потерпевший обращается в свою страховую компанию и помимо извещения о ДТП передает страховщику фото- или видеозапись на электронном носителе.
Существующий порядок оформления ДТП по европротоколу для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей не так уж прост. Не исключено, что скоро все автомобили оснастят регистрационными приборами – по аналогии с черными ящиками на самолетах.
Уже сейчас можно установить на автомобиль специальное устройство, отслеживающее местоположение машины, ее скорость, ускорение и замедление. Если информация будет передаваться в центр (к примеру, при РСА), то необходимость предоставлять данные о месте ДТП отпадет. Но это пока из области фантастики. А в реальности нас ждет следующее. С 1 января 2016 года при использовании сертифицированного оборудования, соответствующего требованиям к устройствам вызова экстренных оперативных служб, информация об обстоятельствах ДТП будет автоматически передаваться из Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в АИС ОСАГО.