Нижегородский мультиплекс
/НОВИНКИ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАКСИМ САЧКОВ
НИЖЕГОРОДСКИЙ МУЛЬТИПЛЕКС
КОЛИЧЕСТВО ПРОВОДОВ В АВТОМОБИЛЕ
СОКРАТИТСЯ В НЕСКОЛЬКО РАЗ
Специалисты Нижегородского исследовательского института измерительных систем (НИИИС) и зеленоградской фирмы "Спурт" разработали мультиплексную сеть для отечественных автомобилей. Всего два провода способны заменить толстые жгуты! Подобные системы уже есть на многих иномарках (ЗР, 1999, № 9), а "Волга" из Нижнего только примеряет новинку.
Центральный управляющий блок поселился на полочке под вещевым ящиком. Он командует близлежащими устройствами (электродвигателями омывателя и стеклоочистителя, лампочками на приборной панели, реле стартера) и во-
семью исполнительными модулями. Четыре из них расположены в дверях и распоряжаются электроприводами стеклоподъемников, зеркал, замков. Остальные - под капотом и в багажнике. Они заняты освещением, звуковыми сигналами, обогревом заднего стекла и т. д. К сожалению, эта система пока не управляет двигателем, но в перспективе разработчики обещают обучить ее и этому.
От центрального блока к исполнительным модулям проложены провод питания и информационная шина, по которой "коробочки" общаются друг с другом. Приборов много, а шина одна. Каждое устройство отзывается только на свой, строго определенный сигнал. Водитель, щелкнув клавишей или тумблером, не напрямую включает нужный прибор, а сначала посылает команду на центральный блок, который передает приказ одному из исполнительных модулей. Обработав сигнал, тот включает соответствующий прибор, датчик, лампочку. Предусмотрена и обратная связь. Если уст-ройство,
которому адресован сигнал, неисправно, центральный блок немедленно выдаст информацию на дисплей.
В системе есть автоматический режим подмены. Если в дороге отказала, скажем, габаритная лампочка, то компьютер перекладывает ее обязанности на "поворотник". А вместо перегоревшего стоп-сигнала может временно поработать противотуманный фонарь.
Все больше иностранных производителей за рубежом отказывается от штатной электропроводки в пользу таких систем - прежде всего, из-за простоты монтажа. Важная особенность новинки - широкая унификация для разных моделей и модификаций.