Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

«ода» переменам

«ОДА» ПЕРЕМЕНАМ
Полная версия

/АВТОПРОМ

«ОДА» ПЕРЕМЕНАМ

ЗАВОД В ИЖЕВСКЕ ОЧНУЛСЯ ПОСЛЕ ДОЛГОГО СНА

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

Изначально он был особенным: единственным, подчинявшимся не Минавтопрому, а Министерству оборонной промышленности, спланированный как сборочно-кузовное производство – без агрегатных цехов. В этом были его главные минусы и плюсы. Недостатки мешали с самого начала: компоненты для автомобилей ИЖ делались на заводах «оборонки» и считались нагрузкой к основной продукции – ширпотребом со всеми вытекающими последствиями. Достоинства ДОАО «Ижмаш-Авто» начинают проявляться только сегодня.

НОВАЯ КОМАНДА

С распадом Союза автомобильное производство «Ижмаша» стало чахнуть. Смежники отказывались от всего, что не было госзаказом, у многих в результате конверсии останавливалось основное производство, а в общих объемах выпуска продукция для автомобильного завода была каплей в море. И вот к середине 90-х у предприятия почти не осталось поставщиков, оборотных средств и перспектив не то что развития, но и простого воспроизводства. Предприятие впало в летаргический сон. Правда, пусть едва-едва, но дыхание его прослушивалось: в самый тяжелый, 1997 год «Ижмаш-Авто» выпустило около восьми тысяч автомобилей.

Прогнозы дальнейшей судьбы завода были самые разные: окончательная гибель и распродажа имущества с молотка, помощь республиканских властей (есть же пример КамАЗа!), партнерство с иностранной фирмой (долго шли переговоры со «Шкодой»), сборка иномарок…

Сенсация случилась в прошлом году, когда в Ижевск пришла самарская финансово-промышленная группа СОК, известная тем, что сумела в короткие сроки организовать в Сызрани сборочное предприятие «РосЛада», где выпускают VAZ 2106 и автомобили «девятого» семейства.

С группой СОК на «Ижмаш-Авто» появился и Михаил Блохин, успешно руководивший «РосЛадой». Он возглавил теперь автомобильный завод в Ижевске. Собственно, кроме сызранского сборочного предприятия, у Блохина достойный послужной список. В свое время он руководил проектом по созданию и производству подвесок «Мак-Ферсон» для переднеприводных ВАЗов (в том числе «десятого» семейства). Так что опыт организации производства у него имеется.

РЕКЛАМА –

ДВИГАТЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА

И вот прошло почти полтора года: по нашим меркам, срок совсем небольшой. Но уже сейчас ясно, что в Ижевске что-то происходит. Хотя бы из настойчивой рекламы по телевизору: «теперь – с оцинковкой». Но что именно делается на Ижевском автомобильном заводе – реально, а не для рекламного ролика?

А собственно, зачем так пренебрежительно о рекламе – это же чистая правда. Многие детали кузова на «Ижмаш-Авто» делают из лысьвенской оцинкованной стали (подробности – в ЗР, 2001, № 8). Совсем скоро появится еще одно «теперь»: измененные панель и комбинация приборов. Потом – еще одно: обивки дверей, следом – обновленные детали интерьера (решетка радиатора, бамперы) потом… Впрочем, к чему забегать вперед? В последовательности обновлений есть своего рода интрига: покупатель должен привыкнуть, что машины «Ижмаш-Авто» непрестанно совершенствуются, должен ожидать перемен к лучшему. Есть тут и еще одна цель, но о ней – чуть позже.

Однако разговоры о радужных перспективах ничего не стоят, если автомобиль, собранный на Ижевском заводе, по-прежнему считают большой жестянкой, полной дефектов (см. ЗР, 2001, № 8). Ну, пусть не по-прежнему, но «Ода» все еще далека от совершенства.

ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ СПЯЧКИ

Вряд ли можно ожидать, что человек, несколько лет пролежавший в летаргическом сне, очнется свежим и здоровым. Так и предприятие. С 1991 года шло падение «Ижмаш-Авто». За 10 лет, с освоения модели до 2000 года, смогли выпустить всего 15 тысяч Izh 2126. Как запустить (не в смысле забросить, а наоборот – привести в движение) такой, извините за каламбур, запущенный завод?

Менеджеры были похожи на жонглеров, таких, знаете, с вертящимися тарелками на шестах: шесты надо подкручивать непрерывно, чтобы тарелки не падали, и еще новые ставить. Сейчас первая задача выполнена: автомобили стали сходить с конвейера, их все больше и больше. Должны подтянуться и поставщики, поверив, что предприятие оживает, работать на него выгодно.

Завод поставил перед собой цель дать гарантию поставщикам, что их продукция найдет сбыт. А для этого надо увеличивать объемы производства. И тогда можно будет выбирать партнеров.

Делать это нужно и для удешевления продукции. Ведь завод рассчитан на выпуск 200 тысяч автомобилей в год, и расходы на его содержание (не считая стоимости рабочей силы) мало зависят от того, одну машину там соберут или пару сотен тысяч. Издержки, естественно, ложатся на себестоимость. Вот и стараются ижевчане выпускать больше автомобилей. Подсчитали: порог безубыточности – 5000 штук в месяц, к нему уже подошли вплотную. Но ведь надо и прибыль зарабатывать, чтобы производство развивать, расплачиваться с прежними долгами, улучшать продукцию. А для этого – быстро загрузить мощности.

Тут и пришло решение: взяться за сборку вазовских «шестерок». Были у этого проекта противники: мол, не лучше освоить что-нибудь поперспективнее? Но здесь вопрос стоит иначе: пользуется машина спросом или нет, готов покупатель платить деньги или не готов. Какой бы древней «шестерка» ни была, ее неплохо покупают и выпуск ее рентабелен. Не настолько, конечно, как, скажем, «десяток» (потому АвтоВАЗ от нее и отказывается). Но у «Ижмаш-Авто» особого выбора нет. VAZ 2106 хорош тем, что вкладывать в его сборку надо минимум средств – все давно отработано, все для выпуска есть. В этом году, с учетом 10 тысяч «жигулей», в Ижевске соберут 60 тысяч автомобилей. На 2002-й планируют уже 120 тысяч.

ПРОГРАММА-МАКСИМУМ

Не забыли об обещании вернуться к теме поступательных изменений в конструкции «Оды»? Так вот: их вносят не ради рекламы, не только для того, чтобы поддерживать интерес потребителя. Есть дальний прицел: через несколько лет поставить на конвейер полностью обновленное семейство. «Ижмаш» делает ставку на полноприводные автомобили (в том числе универсал), оснащенные вазовским двигателем с распределенным впрыском или уфимским мотором. Будет, вероятно, и новый фургон. Тогда и от «шестерок», глядишь, откажутся.

А если заглянуть совсем далеко вперед, то где-то на горизонте вырисовывается новая модель – на новой платформе, родоначальник будущего семейства. Но, тс-с-с! Об этом руководители завода стараются при посторонних не говорить, предпочитая рассказывать только о том, что уже есть или вот-вот будет.

Охотно сообщают, что разработана программа конструкторско-технологической доводки автомобилей с привлечением заводов-смежников и поставщиков комплектующих – качество автомобилей начнет, наконец, улучшаться. В опытно-промышленном производстве начали выпускать, технологически готовя к основному конвейеру, полноприводный Izh 2126. С гордостью сообщают, что в нынешнем году каждый работающий на «Ижмаш-Авто» выпустит 6,67 автомобиля. Для сравнения: на ГАЗе на одного работающего приходится годовой итог в 1,8 автомобиля…

Они четко представляют, что будут делать завтра и для чего. Осталось только, чтобы потребители отнеслись к возрожденному предприятию, его новой команде, его продукции с доверием. А это предстоит заслужить. z

Подпишитесь на «За рулем» в

01.09.2001
Поделиться: