Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Salmson S4E: скромное обаяние буржуазии

Этот автомобиль никогда не был бестселлером, его не называли ни знаменитым, ни легендарным. Да и кто нынче помнит марку Salmson? А ведь зря...
Полная версия
Salmson S4E

Освоив французские хитрости управления, чувствую некое превосходство перед теми, кто этого не постиг. А знаете, как включается задняя передача? Кстати, вам какую заднюю – третью или четвертую?

В ПОИСКАХ ЖАНРА

Детище Эмиля Сальмсона, расположенное в промышленном предместье Парижа Булонь-Бийанкур и начавшее производство авиационных двигателей еще до Первой мировой войны, после нее, как и некоторые иные фирмы, ощутило заметное падение спроса. И компания стала искать себя в производстве автомобилей.

В 1919 году начали с маленьких мотоколясок (их тогда называли сайклкарами – cyclecar), потом понемногу строили спортивные и гоночные модели. От производства авиационных моторов (вплоть до 18‑цилиндровых «звездочек») не отказались. Но с 1921 по 1928 год бóльшую известность фирме приносили автомобили, принимавшие участие во множестве гонок и даже установившие несколько рекордов скорости в разных классах.

Роскоши в иных современных автомобилях куда больше, а вот души…

Кризис рубежа 1920‑х переориентировал фирму со спортивных на более приземленные модели. Они были недешевы – куда дороже массовых, однако несравнимо доступнее представительских машин с многоцилиндровыми двигателями. Автомобили Salmson отличали просторные салоны с отменной отделкой, комфорт и продвинутая инженерия.

В 1929 году стартовала серия Salmson S с шестицилиндровым мотором. Но уже в 1932‑м на версии S4С двигатель поставили лишь четырехцилиндровый. Он имел два распредвала и при объеме всего 1,5 л развивал солидную для тех лет и для своего класса мощность – 41 л.с.

C тех пор компания не меняла стратегию, а лишь неустанно, примерно каждые два года, модернизировала автомобили. Рос объем двигателей и габариты кузовов, а в 1934 году была предложена электромагнитная коробка передач Cotal.

Рычажок управления четырехскоростной электромагнитной коробкой передач

Покупателями Сальмсонов были в основном буржуа с капиталами крупнее среднего, способные подняться в своих автомобильных пристрастиях выше более массовых машин – таких как Citroen Traction Avant и Peugeot 402, – но не желающие тратиться на кричащую роскошь. Вершиной предвоенной гаммы стал Salmson S4E 13CV (13 л.с. – налоговая мощность), дебютировавший без особой помпы 7 октября 1937 года на 31‑м Парижском автосалоне. Двухвальный мотор рабочим объемом 2,3 л развивал 70 л.с. Стандартной была четырехступенчатая механическая коробка передач, опционной – электромагнитная Cotal с предварительным выбором передач.

Машину отличали передняя торсионная подвеска (злые языки утверждали, что здесь не обошлось без влияния переднеприводного Ситроена), просторный элегантный кузов и, что присуще всем автомобилям марки Salmson, высококачественная отделка. Кстати, младшая версия S4-61 с 1,7-литровым мотором внешне и салоном почти не отличалась от старшей.

Salmson S4E

После войны производство возродили уже в 1946 году. Машины лишь немного осовременили – в частности, фары интегрировали в кузов. Именно с послевоенным седаном Salmson S4E 1949 года мне и довелось пообщаться.

СИМВОЛ СТАБИЛЬНОСТИ

Такую машину, особенно в конце 1940‑х, мог купить лишь тот, у кого всё настолько в порядке, что даже мировая война, разорившая Европу, не повлияла на благосостояние. К слову, в 1946‑м продали лишь 75 Сальмсонов.

Салон с распашными дверями без средней стойки (эта машина – для тех, кто не готов выделывать при посадке в автомобиль гимнастические упражнения) прямо-таки обволакивает барским комфортом. Мягкие просторные диваны обиты дорогим светлым сукном. С ним отменно гармонируют приветливое дерево и жизнеутверждающий блеск хромированных ручек и рычажков.

В роскошный спидометр вмонтированы указатели температуры воды и давления масла.

Руль, как и во многих дорогих французских машинах тех лет, – справа. Ну, к этому приспособиться несложно. А вот рычага переключения передач на обычном месте нет. Вместо него два рычажка: правый возле руля, а левый посредине деревянной панели приборов. Этот управляет хитрой электромагнитной коробкой!

Сначала, выжав сцепление, надо перевести левую ручку вверх, если едешь вперед, или вниз, если собираешься двигаться назад. Теперь рычажком справа легким коротким движением выбираю первую передачу (алгоритм переключения привычный), отпускаю сцепление – поехали!

Пора переходить на вторую. Сделать это можно обычным порядком: выжав сцепление, легко, двумя пальцами передвинуть правый рычажок в соответствующую прорезь – на двойку. Но допустимо сдвинуть рычажок и заранее, не трогая левой педали, – и тогда следующая передача включится позднее – лишь после нажатия на педаль.

Задние пассажиры должны чувствовать себя не хуже, нежели в богатой гостиной.

Ну и в довершение инженерных прелестей коробки Cotal – передач назад у автомобиля столько же, сколько вперед! А чтобы поймать «нейтраль», надо перевести в это положение оба рычажка – правый и левый.

Не знаю, насколько надежным был механизм, но ездить очень легко и удобно. Конечно, если перемещаться спокойно и степенно. Но ведь этот автомобиль не для тех, кто суетится. Здесь всё в гармонии – мягкая, очень комфортная подвеска, вполне приличное реечное рулевое, неплохой для такого солидного автомобиля разгон, эффективные гидравлические тормоза. Наверное, сказывается моя возрастная тяга к размеренности и комфорту, но, так или иначе, мы с Сальмсоном явно сдружились.

ОСТАТОК ПРЕЖНЕЙ РОСКОШИ

В конце 1940‑х только американские концерны предлагали новые модели. Европейские же фирмы, как правило, продолжали делать предвоенные – если и измененные, то лишь чуть. Исключений немного, и среди них наша Победа. Выглядела она, конечно, современнее, чем этот Salmson (спорное понятие «красивее» употреблять не буду), но разгонялась и тормозила куда хуже. Впрочем, и классом Победа – ниже, как и большинство европейских седанов тех лет.

Вот швейцарский прайс-лист 1950 года. Salmson S4E стоил тогда 15 950 франков. Шестицилиндровый Сitroen 15CV, вершина тогдашней ситроеновской гаммы, обходился в 11 800, а Mercedes-Benz 170S – в 12 700 франков. Salmson конкурировал скорее с престижным 3,5‑литровым седаном Jaguar за 17 800 франков.

Начиная с 1946 года производство росло, увеличившись к 1949‑му в десять раз. Но и 835 проданных в 1949 году автомобилей (включая более дешевый Salmson S4-61) назвать успешной коммерцией можно лишь с большой натяжкой. Четвертая республика еще переваривала последствия войны, разбиралась с коллаборационистами. Богатство было не в почете. Во Франции появились даже элементы социализма – рабочие комитеты на предприятиях с численностью сотрудников больше пятидесяти.

Вскоре социальные закидоны сошли на нет, но еще раньше достоянием истории стали последние французские престижные марки, в том числе Salmson. В 1952 году производство прекратили, а вскоре завод вполне логично отошел к соседу по коммуне Булонь-Бийанкур – национализированному после войны гиганту Renault. Логика времени. Как скучно было бы жить, если бы всё определялось лишь логикой и практицизмом! В этом седане много «лишнего» – в округлости крыльев, объеме и мягкости диванов, в обилии дерева и выключателей на приборной панели. Многое можно было бы «отсечь». Как здорово, что фирма Salmson этого не сделала! Ее автомобильное прошлое давно стало историей. Зато компания сохранила верность когда-то выбранному буржуазно-демократическому стилю и не пошла на компромисс, не упростила свои замечательные автомобили. Таких уже никогда не будет. А простоты и практицизма в мире более чем достаточно.

Франкофилам и англоманам

Salmson S4E

Компания Salmson стала выпускать автомобили с 1919 года – после Первой мировой войны, когда спрос на авиационную продукцию упал. С 1932 года в производстве была постоянно модернизируемая серия S4. Такие же машины, а также версии с шестицилиндровыми двигателями строил филиал British Salmson в Великобритании. Модель S4E с 2,3‑литровым 70‑сильным мотором и двух- либо четырехдверным кузовом выпускали в 1937–1952 годах. В 1949‑м построили 835 автомобилей моделей S4E и S4-61. Автомобильное производство прекратили в 1952 году.

Скорый Париж – Москва

Российский Лебедь-ХII с двигателем Salmson (вверху) Salmson SM1, 1916 год. (внизу)

Эмиль Сальмсон (1858–1917) основал в 1890 году парижскую компанию по производству электрокомпрессоров и насосов. Затем фирма занялась бензиновыми двигателями и подъемными механизмами. Первый авиационный мотор мощностью 50 л.с. построили в 1908 году. С 1916‑го выпускали и самолеты.

В 1915 году запустили в производство 150‑сильный двигатель Salmson P9. Триста таких моторов и примерно столько же 160‑сильных, модели R9, для производимых по французской лицензии аэропланов собрали в России. В 1917 году фирма открыла в Москве свое филиальное предприятие – на Николаевской улице, где уже работал завод компании Gnom. Выпускавшиеся там двигатели ставили на легкие российские самолеты Лебедь-ХII конструкции В. А. Лебедева. В 1918 году завод национализировали. Меняя названия, он дожил до наших дней под именем НПЦ газотурбостроения «Салют».

Компании Salmson существует и сегодня – производит в основном насосы и насосные станции.

Редакция благодарит Victoria Classic Cars Club за предоставленный автомобиль и Владимира Васильева за помощь в организации съемки.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
22.08.2015
Поделиться: