Comtrans-2024Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Кодекс новый, привычки старые

КОДЕКС НОВЫЙ, ПРИВЫЧКИ СТАРЫЕ
Полная версия

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/РЕЙД ЗР

КОДЕКС НОВЫЙ, ПРИВЫЧКИ СТАРЫЕ

ВОДИТЕЛИ НЕ УСВОИЛИ ДЛЯ СЕБЯ ГЛАВНОГО В КОАПЕ - ШТРАФ СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЛАТИТЬ НАЛИЧНЫМИ НА МЕСТЕ

ТЕКСТ, ФОТО / АНДРЕЙ БОЙКО, АЛЕКСЕЙ ПРЕДКОВ

Только-только вступил в силу новый кодекс, еще не высохла типографская краска на свежеотпечатанном тексте закона, а уже кому-то кажется, что жить с ним водителям станет намного легче.

Во всяком случае, представители Главного управления ГИБДД уверены, что для автомобилиста на дорогах все изменится к лучшему. ГАИ отныне перестанет быть "карателем", а ее первоочередной задачей будет, наконец, собственно безопасность движения. Это значит, что инспектор отныне и навеки покинет "пост" своего скрытого патрулирования и выйдет на большую дорогу, чтобы организовывать движение, бороться с пробками, предупреждать водителя об опасности, а если надо, то и отбуксировать сломавшийся автомобиль. По заверениям чиновников ГУ ГИБДД, подготовка к такой работе идет полным ходом: сотрудники сдают зачеты и экзамены, в строю вообще останутся только офицеры, из числа самых ответственных и знающих... Это все, конечно, замечательно. А как оно в жизни?

Как водится, летним утром неприметная редакционная "шестерка" отправилась из Москвы на юг, по автомагистрали М4 "Дон", чтобы "на своей шкуре" проверить, как действует уже новый кодекс в российских регионах.

Именно в это время к Черному морю устремляется самый большой поток автомобилей с отпускниками - по трассе проходит до 30 тысяч машин в сутки! В прошлые годы доехать до Ростова, Краснодара или Сочи и при этом раз пять не заплатить "дань" на бесчисленных засадах и постах ГАИ считалось необыкновенным везением. Поэтому и пал выбор на М4.

НОВАЯ ЖИЗНЬ - СТАРЫЕ ПОВОРОТЫ

Удивительно, но первую "засаду" (обычную проверку документов на постах ДПС в счет не берем) мы встретили только в трехстах километрах от столицы, в Воронежской области. Как и водится, "гаишники" (о, как приятно слуху вернувшееся к нам это слово!) с радаром притаились в придорожных кустах, о чем нам задолго сообщили миганием фар встречные водители. Но эксперимент есть эксперимент, и мы ускоряемся, чтобы превысить лимит этак рублей на пятьдесят. Инспектор жезлом приказывает остановиться:

- Ну что же вы, уважаемый, скорость превышаете? Населенный пункт, у вас - 73 км/ч. А знаете, что отныне, согласно новому кодексу...

К нашему полному восторгу инспектор грамотно и внятно разъясняет положения КоАПа. Причем без единой запинки, будто текст лежит у него перед глазами. Признаться, такого мы не ожидали. Пожурив нас, инспектор махнул рукой - езжайте, мол. То ли палящее солнце отбило желание составлять протокол (а деньги-то на месте брать вроде бы не положено), то ли превышение показалось несерьезным, но нас отпустили с миром. Хорошо! Раньше наверняка облегчили бы кошелек или вовсе оставили без "прав"...

...Вдоль дороги, похожей на взлетную полосу шереметьевского аэродрома, возвышается шумозащитный забор, и ничто не предвещает засады - до ближайшего населенного пункта с десяток километров, выезд на встречную полосу блокирует металлический ретардер. И вдруг - знак ограничения скорости "50"! Педаль тормоза - в пол, но тут из-за забора выныривает инспектор.

- Вы что, знак не видели?

- Как только увидел - сразу начал тормозить, но...

- Нехорошо скорость превышать, - произносит инспектор и, показав цифры на радаре (87 км/ч), отправляет нас разбираться в машину к "старшему".

- Ну, что будем делать? - многозначительно спрашивает "старший". - Вы в курсе, что у нас новый кодекс?..

- Конечно.

Ради эксперимента очень хотелось увидеть, как инспектор будет оформлять нарушение. Вместо этого последовал вопрос:

- Пятьдесят рублей на штраф есть?

Вот это номер! Нарушение тянет как минимум на все сто, а он заводит речь о пятидесяти.

- Конечно есть, но только почему пятьдесят, а не сто? - наивно интересуемся мы.

- Будем считать, что превысили скорость на 17 км/ч, а не на 37. Можете уплатить штраф на месте - и все дела.

- Ну, нет, вы пишите протокол, а заплачу я в Сбербанке, как положено.

- Хорошо, - удивляется гаишник, - но вам придется проехать 20 км назад (там ближайшее отделение банка) и привезти мне квитанцию.

- Так дело не пойдет (мы входим в роль). Нам что, делать нечего - мотаться туда-сюда? Я это потом заплачу, в течение месяца, когда время будет.

Инспектор, не ожидавший такого поворота, достал бланк протокола.

- Не хотите - ваше дело. Только учтите: если не уплатите, будете иметь дело с судебным приставом (видимо, он еще не терял надежду, что мы предпочтем расплату наличными). Но в протоколе я все равно напишу, что превысили всего на 17 км/ч, чтобы вам меньше платить.

Благодаря нашей настойчивости протокол он все-таки составил. На том и расстались.

Не будем утомлять рассказом о последующих контактах с сотрудниками ГАИ - суть их одна: кодекс кодексом, а правила дорожной жизни, судя по первым встречам, мало в чем изменились. Правда, сдвиги все-таки есть - резко уменьшилось число милицейских "засад" на дорогах. На Кубани на сложных участках дороги - машины ДПС на видном месте. Эффект очевиден - даже самый бесшабашный водитель сразу сбрасывает скорость...

СТАРЫЙ ДРУГ - ЛУЧШЕ НОВЫХ...

Краснодарский край встречает автопутешественников невиданной ранее картиной: через всю дорогу раскинулся современнейший (иного слова не подберешь) пост ДПС со шлагбаумами, видеокамерами, светофорами и площадками для досмотра транспорта. Здесь останавливают, пожалуй, каждую въезжающую машину; мы не стали исключением.

Инспектор тщательно изучил документы, сверил номера кузова, заглянул в салон и багажник. При этом был предельно вежлив. От него мы узнали много интересного:

- За день через пост проходит в среднем 20 тыс. машин. И каждую надо проверить - не везут ли наркотики, оружие? Только автомобилей, числящихся в угоне, по несколько штук в день задерживаем. Камера на столбе не просто так висит - это система "Поток". Она считывает номера и проверяет машины по базам розыска. А новый КоАП... Его бандиты какие-то для себя придумали, чтобы безнаказанными оставаться. Я теперь за каждое нарушение по три бумаги писать должен. И водителю плохо - носится по банкам с квитанциями, в очередях стоит. Раньше я выписал, он заплатил, три минуты - и езжай дальше.

Такая точка зрения, по нашим наблюдениям, можно сказать, общепринята. Да, с новым кодексом сотрудники ГАИ знакомы. Сами ли выучили или начальство заставило - не важно. Но особой радости от этого не испытывают. А сколько вопросов возникает... Чаще всего - по поводу запрета брать штраф на месте.

КоАП обязывает инспектора получать штраф до одного МРОТ на месте, если водитель не оспаривает правонарушение. При этом последний должен получить постановление-квитанцию. А бланка такого в природе пока просто нет. Видимо, "от греха подальше", руководство (в центре? на местах?) рекомендует вовсе не прикасаться к деньгам, а составлять длиннейший протокол ради 50 рублей, которые, может быть, когда-нибудь получит судебный пристав... Стоит ли связываться? Вот и не связываются...

Сам начальник Главного управления ГАИ генерал В. Федоров, выступая в конце июля (через месяц после вступления в силу нового кодекса!), сказал, что личный состав ГИБДД в целом... не готов к работе в рамках нового законодательства. Причин тому много. Где-то не проводят занятия с инспекторами по новому кодексу, а где-то проводят так плохо, что милиционеры зачеты сдать не могут. Во многих областях большинство дел рассматривают по старой административной схеме и определяют санкции по старому кодексу - снимают номера, за мелкие нарушения отбирают "права"...

А что же водители? Ведь новый кодекс ввели для того, чтобы облегчить им жизнь на дорогах. Удивительно, но большинству опрошенных нами старые "правила игры" казались простыми и понятными. Из нововведений КоАП усвоили только, что "права" не забирают. Практически на наши вопросы все отвечали стандартно:

- Как ездил, так и езжу. Нарушил, поймали - полтинник или сотку даю. И дальше поехал. Конечно, берут - куда они денутся, деньги никогда лишними не бывают!

- А зачем даете, можно же и без этого?

- Ждать, пока они все свои бумаги составят, а потом бежать в сберкассу, отвозить квитанцию в ГАИ? А вдруг ее потом потеряют? Куда проще - заплатил на месте и забыл.

Вот так и живем. Кодекс новый - привычки старые. Пройдет годик-другой, посмотрим, может, и научимся жить иначе.

НАША СПРАВКА

КоАП РФ: Административные правонарушения, за которые водительское удостоверение может изыматься на месте.

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8).

Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 км/ч (статья 12.9).

Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде (статья 12.10).

Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения (статья 12.15).

Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (статья 12.17).

Нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (статья 12.21).

Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (статья 12.24).

Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26).

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (статья 12.27).

Отныне по новому Кодексу (статья 32.2) административный штраф, если он превышает сто рублей (один МРОТ), нарушитель обязан уплатить не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в силу и только через банк или иную кредитную организацию. В случае, если водитель не оспаривает нарушение, а сумма штрафа не превышает одного МРОТ (например, управление ТС, не прошедшим государственный технический осмотр или без документов, предусмотренных ПДД, превышение установленной скорости до 40 км/ч и т. д.), он может быть оплачен на месте. Инспектор в этом случае обязан выдать постановление-квитанцию (статья 32.2).

Напоминаем водителям! Оплата штрафа на месте без оформления предусмотренных законом документов может быть квалифицирована как дача взятки должностному лицу (статья 291 Уголовного кодекса РФ).

Подпишитесь на «За рулем» в

01.09.2002
Поделиться: