Только без рук!
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/НА СВЯЗЬ
ТОЛЬКО БЕЗ РУК!
С СОТОВЫМ ЗА РУЛЕМ: УДОБНО ИЛИ ОПАСНО?
ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
ОБРАТНАЯ СТОРОНА МОБИЛЬНОСТИ
Можно сказать, что одновременно с появлением сотовой связи возникли сомнения: безопасно ли разговаривать по телефону и одновременно управлять машиной? Национальная служба безопасности дорожного движения США (NHTSA) недавно обнародовала статистику, согласно которой более 10% всех аварий с тяжелыми последствиями происходят по вине отвлекающих факторов и в их числе - мобильные телефоны. За решение этой проблемы взялись даже автомобильные гиганты: скажем, "Джи-Эм" ведет совместные исследования с университетом штата Иллинойс, а "Форд" потратил 10 миллионов долларов на собственную лабораторию в штате Мичиган. Результаты большинства экспериментов схожи.
Любопытен в этом отношении и эксперимент Британской лаборатории транспортных исследований (TLR). Группе добровольцев в возрасте от 21 до 45 лет предложили четыре раза проехать один и тот же участок дороги: для начала в обычном, повседневном режиме, не отвлекаясь на телефон; далее - "приняв на грудь" максимально разрешенную дозу алкоголя (в Великобритании это 80/100 мл); затем разговаривая по традиционному "мобильнику"; и, наконец, беседуя по аппарату, подключенному к системе громкой связи, так называемой "хэндс-фри" - "свободные руки".
Как и следовало ожидать, лучше всего справились с задачей трезвые и не отвлекающиеся на звонки водители. После 100 г алкоголя реакции заметно притупились, и, по заявлениям "подопытных", им было непросто двигаться точно в пределах своего ряда. Каково же было удивление исследователей, когда испытуемые перешли к вождению с сотовым телефоном в руках. Большинство из них призналось: им было сложнее контролировать машину, чем при езде подшофе! Лишь использование комплектов "хэндс-фри" - относительно безопасный и удобный способ общения за рулем.
ДЕШЕВО И СЕРДИТО
"Настоящие" "хэндс-фри" сегодня можно подразделить на несколько основных видов. Наиболее доступный относится к группе Portable Hands-Free. Это наушник и микрофон с прищепкой, подключаемые к обычному телефону. Вариант прельщает своей дешевизной (как правило, не дороже $30-40) и универсальностью. Выходя из машины, комплект легко прихватить с собой, не прерывая разговора. Понравится он и тем, кто не любит дразнить падкую до чужого добра публику, оставляя в машине мало-мальски ценные вещи.
Есть еще один способ удержать руки водителя на руле. Правда, он подойдет лишь тем, кто имеет в своей машине кассетную магнитолу. К телефону подключают микрофон, размещаемый на передней панели, и адаптер в виде кассеты с магнитной головкой внутри. Его следует загрузить в магнитолу. Теперь включаем "музыку" и слышим собеседника через штатные акустические системы. Главный минус такой системы - для ее постоянной готовности адаптер должен быть все время размещен в лентопротяжном механизме магнитолы - любимую кассету уже не послушать.
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Более популярен у автомобилистов вариант "хэндс-фри", известный под именем Mini Hands-Free. В него входят держатель трубки, закрепляемый на панели, и миниатюрный динамик, подключаемый к штекеру прикуривателя. В этом случае вы слышите голос собеседника через динамик, а он вас - с помощью микрофона в самой трубке. Удобство такой схемы в легком монтаже и универсальности, но и минусы тоже есть: во-первых, она не обеспечивает приватности разговора; во-вторых, "докричаться" до расположенной на панели трубки бывает непросто; наконец, Mini Hands-Free лишены многих сервисных функций, которым может похвастать более серьезный тип устройств - Car Kits.
Их минимальный набор уже включает микрофон, усилитель, выход на внешнюю антенну, а звук подается либо на выносной динамик, либо выводится на штатные акустические системы автомобиля. В наиболее полных конфигурациях комплект дополняют усилителем GSM-сигнала для улучшения приема и процессором, убирающим акустические помехи. Некоторые системы этой серии подчиняются голосовым командам и снабжены пультом дистанционного управления.
Весьма важно, что у этой группы устройств, как правило, предусмотрен разъем под гарнитуру, позволяющую приглушить динамик и вести разговор приватно. Не стоит беспокоится о магнитоле - она притихнет автоматически. Как правило, такие системы сами "снимут трубку" после второго звонка. Минус, пожалуй, лишь один - высокая цена. За удобство и качественный прием придется платить уже $120-260. Установку такого комплекта лучше доверить профессионалам - эта услуга обойдется в $50-100.
ВЫСШИЙ СВЕТ
Наконец, на вершине Олимпа "хэндс-фри" комплекты громкой связи, которые фирмы - производители автомобилей устанавливают непосредственно на заводе. Но это уже привилегия недешевых моделей: в активе этих систем - продуманный дизайн, вмонтированный в переднюю панель телефон, высочайшее качество приема звука, полный набор сервисных функций, наконец, заводская гарантия и конвейерная установка.
Не отстает от полета фантазии инженеров и цена наиболее продвинутых заводских "хэндс-фри" - порой она доходит до двух тысяч долларов. Но и за эту сумму нереально избавиться от всех недостатков. К заводской системе, как правило, необходимо приобретать дополнительную SIM-карту и подключать услугу переадресации с мобильной трубки на стационарный автомобильный комплект.
Но вернемся к тому, с чего начали. По результатам опроса нескольких тысяч европейских водителей треть из них призналась, что периодически разговаривает по традиционному сотовому на ходу. И что еще хуже - даже пытается во время движения отправить текстовое сообщение!
Помните: если вам позвонили, самое мудрое решение - аккуратно припарковать машину и спокойно побеседовать у тротуара, не подвергая риску себя и других.
Комплект THB ЕТ 400 ($65) из класса Mini Hands-Free не требует установки и может быть перенесен в другой автомобиль в считанные минуты.
Гарнитура Portable Exquisite ($25) относится к классу Portable Hands-Free; обеспечивает при-
емлемое качество связи лишь в зоне уверенного приема сигнала.
Модель Audio 2000 ($250) фирмы Funkwerk Dabendorf - это уже серьезно. Система может работать с несколькими трубками, в комплекте - процессор обработки звука для подавления шумов, стационарный микрофон, звук выводится на штатную аудиосистему машины.
Владельцам шикарного "Майбаха" будет предложена заводская система "хэндс-фри": трубка прячется в специально отведенный для нее "бардачок".
КСТАТИ
Самое опасное в сотовой телефонной связи - время набора номера или текста - одним словом, когда водитель не следит за дорогой.
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ФИРМУ "АДМИРАЛ+" ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.