Правые прозреют?
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/"ЗА" И "ПРОТИВ"
ПРАВЫЕ ПРОЗРЕЮТ?
ТРЕТИЙ ГЛАЗ ДЛЯ ПРАВОРУЛЬНЫХ МАШИН
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
Приходилось ли вам когда-нибудь залезать левой рукой в правый боковой карман своего пиджака? Смешно. Но, пересаживаясь с привычного нам автомобиля на тот, что оборудован правым рулем, испытываешь нечто подобное - дискомфорт. Дело привычки, скажут владельцы коренных "японок". Правы они будут лишь отчасти. Об этом в журнале уже много было сказано.
Привыкнуть к манипуляциям с органами управления действительно не хитрое дело, а вот с обзорностью при маневрировании могут возникнуть (и возникают) сложности. Водитель праворульного автомобиля вынужден чаще решать непростые тактические задачи: выдерживать такую дистанцию до впереди идущего автомобиля, чтобы обеспечить себе нормальный обзор. Без этого придется отказаться от обгона или объезда. Оппоненты не без основания возразят: если нет головы, то и с правильным рулем можно натворить бед. И все же факт остается фактом - любое усложнение задачи при управлении автомобилем чревато большей вероятностью совершения ошибки.
Конечно, автомобили с правым расположением руля приобретают не от хорошей жизни. Что делать, если машина нравится и доступна, а переставить руль справа налево слишком дорого или просто невозможно. Задача-то проста - требуется, по возможности, безопасно выглянуть из-за едущего впереди автомобиля. Хоть перископ какой-нибудь от подводной лодки прилаживай. Кстати, о перископах. Это устройство не что иное, как настроенная определенным образом комбинация зеркал и линз. Видимо, с учетом этого принципа российские умельцы предложили ряд конструкций из наружных зеркал для улучшения обзора вперед из праворульных авто. Существенный недостатк этих систем: зеркала располагались на наружных панелях автомобиля - обзор через них недостаточный, к тому же они быстро загрязнялись, ухудшая видимость. Но мысль изобретателей не стоит на месте. Недавно к нам попало новое изделие, которое мы в шутку назвали "перископом". Как оно устроено, ясно из фотографии. Добавим лишь, что пластиковый корпус, на котором шарнирно закреплены два зеркала заднего вида, крепится к ветровому стеклу двумя "присосками" и винтом к обивке левой передней стойки.
Проверку работоспособности "перископа" мы провели в три этапа. Первый - оценка видимых полей обзора в статике (на стоящем автомобиле), второй - мнение владельцев праворульных, третий - наша оценка удобства и безопасности пользования прибором в реальных условиях движения.
В качестве требуемых полей обзора вперед с левой стороны транспортного средства, но с правым расположением рулевого колеса, специалисты ФГУП НИЦИАМТ (к ним мы обратились за консультацией) применили критерии по аналогии с Правилами № 46-01 ЕЭК ООН для наружных зеркал заднего вида. Речь идет об автомобилях (легковых и грузовых), полная масса которых не превышает 3,5 т. Суть требований такова: водитель через дальнее от себя наружное зеркало должен видеть, по крайней мере, часть ровной и горизонтальной дороги шириной 4 м на расстоянии не менее 20 м. Справившись с замерами на автополигоне и получив положительные результаты, выяснили мнение владельцев праворульных машин. Через пару недель эксплуатационных испытаний обобщили всю информацию. И вот что получилось.
Приспособление достаточно компактно и универсально - ставится на любой легковой автомобиль. Хорошо, что оно располагается в салоне и не влияет на аэродинамику. "Присосками" к стеклу пользоваться удобно, но вот портить стойку саморезом жалко. Установка "перископа" занимает не более одной минуты, а регулировка вызывает затруднения - требуется консультация специалиста. Но это дело сноровки и, конечно, процедура настройки должна быть доходчиво изложена в инструкции по эксплуатации.
На стоящем автомобиле смотреть в "перископ" удобно. Обзор по левому борту четкий, без искажений. Находясь в плотном, медленном транспортном потоке, через устройство можно детально рассматривать вереницу впереди идущих машин на расстоянии до 100 м и более. Непривычно, что "картинка" приближения встречного автомобиля в зеркале приспособления подобна виду догоняющего вас автомобиля в штатном зеркале заднего вида. Кроме того, оценка расстояния до встречного и скорости его приближения требует довольно продолжительной фиксации взгляда на зеркале "перископа", что при быстро меняющейся обстановке на дороге - непозволительная роскошь. С ростом скорости движения время, которое можно уделить взгляду на устройство, сокращается до минимума. Тем не менее ответ на вопрос, хотели бы вы иметь такое приспособление на своем автомобиле, в восьми случаях из десяти звучал утвердительно.
Результаты оценки экспертов ЗР в основном совпали с прогнозом. Водитель, привыкший к управлению праворульным автомобилем, придерживался ранее сложившейся тактики выбора дистанции для обеспечения обзора вперед, прибегая к помощи приспособления лишь при необходимости объезда автобуса или фуры. Водитель без повседневного опыта общения с "японками" чаще обращался к "перископу", особенно на однополосной дороге. И хотя встречный автомобиль с помощью приспособления можно было обнаружить раньше, принять решение о возможности обгона оказалось сложно даже опытному водителю из-за искажения расстояния сферическим зеркалом.
РЕЗЮМЕ
Данное приспособление - не панацея. Оно позволяет лишь частично уменьшить комплекс неполноценности в определенных дорожных ситуациях, облегчая объезд или обгон. Но все равно, водителю автомобиля с правым рулем необходимо быть бо'льшим стратегом и тактиком в выборе режимов движения и выполнении маневров, чем тому, кто водит обычные машины.
Так установлен "перископ" в автомобиле.
Оценка зоны видимости.
a"Перископ" в работе.
Без "перископа" придется выезжать на "встречную".
Типичная ситуация для праворульного.
Без "перископа" приходится поступать и так.