Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Рецепты универсальности

РЕЦЕПТЫ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ
Полная версия

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

РЕЦЕПТЫ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

"ВСЕСЕЗОНКА" ДЛЯ ВСЕДОРОЖНИКА

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

Даже современный, управляемый всевозможной электроникой автомобиль становится куда послушнее и безопаснее, если "обувь" на нем по сезону. Ведь "правильная" зимняя шина летом зачастую так же коварна, как летняя - зимой.

Есть, однако, класс автомобилей, предназначенный для езды не только по дорогам, но и без них. Требования к покрышкам вседорожников, как правило, несколько иные: здесь нужен некоторый запас универсальности, естественно, в ущерб другим свойствам. Признаки подобных шин - крупный, сильно расчлененный протектор, надпись All Season на боковине, аббревиатура M+S ("грязь и снег") или целая группа криптограмм, говорящая о всепогодных способностях. Именно с такими вам предстоит познакомиться.

Выбор отечественных вседорожников невелик: бессменный армейский служака УАЗ да тольяттинская "Нива" - на нее устойчивый спрос у поклонников активного отдыха. Естественно, мы отдаем предпочтение более массовому автомобилю, ориентированному не столько на бездорожье, сколько на уверенное и скоростное движение по приличным дорогам. А заглянув в ближайшее будущее, на роль шиноносителя выбираем новинку - VAZ 2123 с покрышками размерности 205/70R15.

В редакции есть еще один, почти отечественный вседорожник - "КИА-Спортидж", которому колеса новой "Нивы" подходят, словно родные. А тут еще слухи о том, что специалисты "Автотора" озабочены поисками отечественных комплектующих. Чем не повод оценить возможности "калининградца".

Итак, подбираем обувь для перспективных отечественных вседорожников VAZ 2123 и "КИА-Спортидж", помня о различиях в энерговооруженности, схемах полноприводных трансмиссий и ездовых характеристиках.

К-175. Одна из немногих отечественных шин, принятая ВАЗом для комплектации новой "Нивы". Любопытно, что кировская продукция лишена каких-либо всесезонных символов на боковине и позиционируется самими шинниками как летняя.

Действительно, на зимней дороге автомобиль, обутый в К-175, довольно беспомощен: легко срывается в пробуксовку, отказывается выезжать из колеи или преодолевать даже нетрудные снежные препятствия. Крайне нестабильно и поведение машины на дороге: она подолгу зависает в боковых скольжениях или, наоборот, резко провалившись в глубокий занос, тут же не менее резко "выпрямляется" и столь же активно начинает скользить наружу поворота. В общем, для езды в зимнее время шина К-175 приспособлена весьма слабо.

Летом впечатления меняются полярно. Быстрые, точные реакции делают "Ниву" столь понятной и послушной, что начинаешь чувствовать себя почти гонщиком. "Спортидж" и вовсе приобретает черты обычного легкового автомобиля. Управляя им на асфальте, уже не задумываешься о выборе траектории - автомобиль все делает сам. Стабильно поведение К-175 и на влажных покрытиях. Здесь, правда, заметно увеличивается склонность к проскальзыванию передней оси, тем не менее, автомобили едут просто и понятно.

Из негативных впечатлений отметим жесткое качение шины по мелким неровностям, что, конечно же, сказывается на комфорте. Не очень стабильны и результаты при торможении, особенно на сухих покрытиях.

Вл-42М. Пока эта шина - наиболее реальный соперник кировской, ведь большинство VAZ 2123 вышли из ворот опытно-промышленного производства именно на продукции "Волтайр".

Однако с наступлением холодов качества Вл-42 вызвали множество нареканий. Тогда появилась модель с индексом "М", призванная улучшить поведение полноприводника именно в зимних условиях. Помните парочку Вли-10 и Вли-5, которыми до сих пор комплектуют старые "нивы". Видимо, следуя той же идее, в тандеме К-175 - Вл-42 на последнюю возложили функции "проходимца".

Словом, модернизированная волжская покрышка неплохо поехала по зиме. Конечно, поведение автомобиля не стало идеальным. В глубоком, рыхлом снегу он словно всплывает, надолго зависая в скольжении, и крайне лениво реагирует на корректирующие действия. Тем не менее, "гребет" шина неплохо, позволяя не пасовать даже перед серьезными препятствиями.

А вот летом получилось иначе. Оба автомобиля стали "неточными", какими-то небрежными в своих откликах на действия рулевым колесом. Водителей начали донимать ранние скольжения и интенсивная боковая раскачка в повороте. Чаще пришлось подруливать даже на прямой - где уж тут рассуждать о высокой точности управления. Достаточно своеобразна и картина вибронагруженности на мелких неровностях. На первый взгляд казавшаяся очень мягкой и комфортной, шина вдруг начала вызывать в подвесках какие-то вторичные колебания - пошли постукивания и потряхивания. Хоть Вл-42М и сопротивлялась изо всех сил остальным участникам теста, ничего, кроме очень стабильных результатов при торможении на сухом асфальте, она противопоставить им не смогла.

М-241. Как и в случае с К-175, продукция Московского шинного завода не обещает потребителю всесезонных качеств. Тем не менее, в зимних условиях эта шина показала себя чуть лучше кировской. Несмотря на частые проскальзывания, автомобиль поехал очень прогнозируемо, без коварных резких сносов или заносов. Управлять им стало довольно просто: единственное, чего приходится опасаться - глубокого рыхлого снега, в котором М-241 закапывается всерьез и надолго. В общем, мы сошлись во мнении, что это честная летняя покрышка, у которой к тому же весьма приемлемые сцепные свойства на скользкой дороге. До "зубастой" Вл-42М, конечно, далеко, но все же неплохо.

Увы, летние испытания разочаровали. Оказавшись весьма комфортной и экономичной, М-241 почти сразу же сдалась в других номинациях. Невысокие сцепные свойства на сухих покрытиях и крайне низкие на воде не позволили этой шине достичь убедительных результатов. Поведение обоих "шиноносителей" стало коварным и слабо прогнозируемым, особенно на влажном асфальте: тут слишком ранняя блокировка колес и срывы в скольжение господствовали над всеми действиями водителя. Кстати, не в первый раз приходится отмечать "водоотталкивающие" свойства московских шин - заводу есть над чем поработать.

Зато М-241 вдруг "поехала" при испытаниях на проходимость. Крутой песчаный склон оказался ей очень даже по нраву. И там, где начинали закапываться более именитые соперники, эта шина все толкала и толкала автомобиль в нужном направлении.

"Кумхо-791". Рисунок протектора довольно безобидный, если не сказать асфальтовый, однако боковины этой шины пестрят надписями, криптограммами, убеждающими в ее прямо-таки неординарных способностях. Мы же еще до начала испытаний столкнулись с трудностями при шиномонтаже. Очень близко расположенные бортовые кольца ни в какую не желали надеваться на уступы легкосплавных 6,5-дюймовых дисков. В результате в бескамерном варианте накачать такое колесо практически невозможно. Изрядно помучившись, решили вложить камеры, благо, они оказались под рукой. Даже собранные и накачанные, "Кумхо" заметно отличались от остальных: неправдоподобно узкий протектор, зато очень круглые и мощные боковины.

Зимние испытания если не разочаровали, то заставили говорить о двуликости корейской шины. Обеспечивая автомобилю очень неплохие сцепные свойства в продольном направлении, эта покрышка делает его совершенно беспомощным в боковом. Проще говоря, вседорожник настолько вяло реагирует на повороты руля, что выбраться на нем из колеи да просто изменить траекторию в рыхлом снегу крайне трудно. Автомобиль совершенно равнодушен к поворотам баранки, хотя довольно бойко отслеживает все манипуляции газом и тормозом. В общем, намучились.

Зато летние испытания вселили оптимизм. Из явного аутсайдера шина превратилась чуть не в лидера. Высокий уровень комфорта, отменная топливная экономичность и очень неплохие результаты в номинациях "торможение" и "управляемость". Оба вседорожника приняли "Кумхо", что называется, на ура, но с небольшими оговорками при экстремальной езде. Дело в том, что шине совсем чуть-чуть не хватает цепкости в быстрых поворотах - больше, чем хотелось бы, приходится думать над траекторией движения. Зато при выполнении маневра "переставка", особенно на влажных покрытиях, эти шины порадовали простыми и логичными откликами, что позволило достичь весьма неплохих результатов.

И-551. По традиции не смогли обойтись без опытной разработки НИИ шинной промышленности. Как оказалось, не прогадали. Новая шина, которую будет выпускать один из отечественных заводов и опытное производство НИИШПа, заставила конкурентов понервничать.

Первая серьезная заявка была сделана при зимних испытаниях, где И-551 показала завидную цепкость, задав тон остальным. Однако в управляемости на скользких покрытиях шина все же допустила небольшие огрехи, слишком рано "всплывая" в рыхлом снегу. В результате автомобиль крайне неохотно заезжал в повороты, долго скользя передней осью к наружной бровке.

Однако летние заезды позволили простить ей мелкие недостатки. Наши вседорожники помчались, как породистые скакуны. Впору было менять представление о некоторой лености реакций и повышенной кренистости этих автомобилей. "Спортидж" и вовсе превратился в энергичный снаряд, у которого "Спорт" в названии начал преобладать над всем остальным, а точности и цельности откликов могли бы позавидовать и обычные легковые авто. Быстрые, четкие реакции, хорошие сцепные свойства (и на воде тоже) сделали свое дело - И-551 уверенно пробилась в лидеры. На асфальте соперничать с ней смогли лишь летняя К-175 да весьма своеобразный "кореец".

Плата за преимущества шины - высокая вибронагруженность на мелких неровностях. И-551 оказалась одной из самых жестких при качении. Ну, а в остальном очень неплохо и, так сказать, многообещающе.

"Пирелли-Скорпион S/T". Довольно известный продукт именитой итальянской фирмы. Одно то, что этими шинами комплектовали автомобили "Рейндж-Ровер", говорит о многом. Зимой "скорпионы" оказались вне конкуренции. Можно было только позавидовать их цепкости и стабильности реакций: даже довольно коварная при быстрой езде "Нива" стала не только отменно "проходимым", но и хорошо управляемым автомобилем. Сбросил газ - полноприводник поехал внутрь поворота, нажал - он плавно распрямил траекторию. И никаких тебе резкостей и неожиданностей, когда на вираже успеваешь по нескольку раз отработать рулем от упора до упора, борясь со сносами и заносами, мгновенно сменяющими друг друга.

Поразительны способности шины в рыхлом снегу. Прорезая его, как нож масло, она совершенно не меняет поведение автомобиля, позволяя не сбрасывать скорость даже в солидных сугробах.

Летом же "скорпионы" оказались скромнее и приземленнее. Цепкий характер сменился несколько притупленными откликами на повороты руля, появились запаздывания. Наши вседорожники вновь обрели спокойный и размеренный характер, не претендуя на выдающиеся показатели. В салонах усилился шум, задребезжали слегка разболтавшиеся обивки. Но и на асфальте "Пирелли" умудрились продемонстрировать индивидуальность. В реакциях машин не появилось коварства и расхлябанности. Чем выше становились скорости при выполнении специальных маневров, тем понятнее вели себя автомобили. Никаких сюрпризов - по достижении пределов просто перестаешь попадать в размеченный коридор.

Интересно влияние на плавность хода. С первых метров движения не покидает ощущение непробиваемости и неубиваемости покрышек - настолько играючи они справляются с большинством неровностей. А ведь для вседорожников это свойство тоже немаловажно.

ЧТО В ИТОГЕ

Можно сколь угодно восхищаться поведением автомобилей в тех или иных условиях, но настоящих "универсалов" в нашем тесте оказалось немного. Пожалуй, наиболее полно этому понятию соответствуют лишь "Пирелли-Скорпион S/T" и И-551. Но и в этой паре весомость тех или иных показателей разнится довольно сильно.

Первые шины ориентированы на трудные условия эксплуатации: грязь, снег. Естественно, в ущерб сцепным свойствам и управляемости на асфальтовых покрытиях. Вторые - наоборот: прекрасно ездят по асфальту, но иногда пасуют перед трудностями, особенно в зимнее время.

С солидным отставанием от них идут покрышки Вл-42М, ориентированные на езду по плохим дорогам. Глядя на достигнутые ими результаты, честно говоря, задумались: нужны ли подобные жертвы ради проходимости?

Возможно, при выборе оптимума есть смысл обратить внимание на пару очень неплохих в летнее время шин "Кумхо" и К-175, прикупив что-нибудь специально для зимы. В этом случае вы будете наслаждаться точностью реакций автомобиля, относительным акустическим комфортом, низкими расходами топлива и... очень внимательно изучать бездорожье перед тем, как рвануть по нему куда-нибудь на природу.

Ну и, наконец, М-241. Типичный вариант для тех, кто хочет сэкономить и при этом ездить достаточно комфортно. В некоторых ситуациях (отчасти зимой или на песчаных проселках) шина даже понравится. Но избегайте быстрой езды по асфальту, особенно под дождем - здесь может не уберечь даже полный привод.

1. К-175

Производитель / ОАО "Кировский шинный завод"

Цена / 1200 руб.

Размерность - 205/70R15. Тип рисунка протектора - дорожный. Твердость по Шору - 62 ед.

2. Вл-42М

Производитель / ОАО "Волтайр"

Цена / 1100 руб.

Размерность - 205/70R15. Тип рисунка протектора - всесезонный М+S. Твердость по Шору - 62 ед.

3. М-241

Производитель / ОАО "Московский шинный завод"

Цена / 870 руб.

Размерность - 205/70R15. Тип рисунка протектора - дорожный. Твердость по Шору - 58 ед.

4. "Кумхо-791 Туринг"

Страна-производитель / Корея

Цена / 2200 руб.

Размерность - 205/70R15. Тип рисунка протектора - всесезонный М+S. Твердость по Шору - 61 ед.

5. И-551

Производитель / НИИШП

Цена / неизвестна

Размерность - 205/70R15. Тип рисунка протектора - всесезонный М+S. Твердость по Шору - 59 ед.

6. "Пирелли-Скорпион S/T"

Страна-производитель / Италия

Цена / 3950 руб.

Размерность - 205/70R15. Тип рисунка протектора - всесезонный М+S. Твердость по Шору - 56 ед.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.09.2002
Поделиться: