Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Семью десять

СЕМЬЮ ДЕСЯТЬ
Полная версия

ТЕХНИКА

модель с обложки

ПРОЕКТ 2170

СЕМЬЮ ДЕСЯТЬ

АЛЕКСАНДР БУДКИН. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

НЕ ЖДАТЬ, ПОКА СОСТАРИТСЯ

Мы привыкли, что для отечественной машины десять, а то и двадцать лет жизни на конвейере - не срок. Похоже, нас собираются приучить к более высокому темпу обновления моделей. Так и хочется сказать - европейскому, но не спугнуть бы первую ласточку! А вылететь она должна из Тольятти, где уже разработана модель - преемница VAZ 2110. О первых шагах в этом направлении журнал рассказал год назад (ЗР, 2002, № 9). Но, как нам и обещали, в ходе дальнейшей работы автомобиль изменился еще более радикально. Сегодня появилась возможность познакомить вас с моделью, которая сменит на конвейере ВАЗа наиболее массовую и популярную ныне "десятку". Причем не в туманной перспективе, а всего через год с небольшим - в конце 2004-го!

Это не модернизация "десятого" семейства, а по сути новый автомобиль, говорили нам в один голос на заводе. Изменены или сконструированы заново почти все кузовные детали, создан новый, более современный интерьер, под капотом разместятся только 1,6-литровые двигатели. Будут усилитель рулевого управления, АБС, кондиционер, подушки безопасности, полный электропакет. И все же в этом рассказе о машине удобнее отталкиваться от "десятки".

КРАСОТА - НА ПОЛЬЗУ

Гармоничный внешний вид - не единственное, о чем заботятся дизайнеры, создавая облик автомобиля. Родителям "семидесятой" пришлось думать о безопасности, аэродинамике и технологичности нового кузова. Даже беглый взгляд отмечает, например, что теперь не капот заходит на крылья, а наоборот. Или что стыки заднего бампера с крыльями не вертикальные, а горизонтальные. Это поможет более точно собирать машину.

Ломаные линии капота и крышки багажника сделали детали более жесткими. Это нетрудно почувствовать самому, надавив на переднюю часть капота. У "десятки" непременно появятся "хлопуны", а капоту 2170 - нипочем.

Пластиковые фары с двухлинзовой схемой освещения дороги и электрическим корректором превосходят по характеристикам те, что ставят на нынешние вазовские машины или "Шевроле-Ниву". Заметно облагородили автомобиль задние фонари. Во многом благодаря им кормовая часть не кажется столь тяжеловесной, как у "десятки". Досталось наружным зеркалам заднего вида - в них дизайнеры разместили повторители указателей поворота.

Чем больше ходишь вокруг машины, тем больше замечаешь любопытных мелочей: аэродинамические обтекатели перед колесами, небольшие пластиковые желобки по передним стойкам у лобового стекла. Эти, во-первых, снизят аэродинамический шум в зоне стоек, а во-вторых, будут улавливать воду и грязь, чтобы они не попадали на боковые стекла (а при открытых форточках - в лицо водителю и переднему пассажиру). Такая полезная вещь планировалась еще на "десятку", но почему-то не пошла. Крупнее задуманы эмблемы; правда, они будут не такими, как на машине, показанной здесь.

Приоткроем маленькую тайну: на страницы этого номера журнала попал не самый последний вариант машины. На Московской выставке вазовцы рассчитывали показать версию чуть посвежее, основное отличие которой - другая панель приборов. Но желание пораньше рассказать об одном из центральных экспонатов автосалона заставило поторопиться. Надеемся, вы нас не осудите.

БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ

Безопасности - важнейшей составляющей современного автомобиля конструкторы "семидесятой" уделили, без преувеличения, огромное внимание. Лучшие результаты при фронтальном ударе, выполнение перспективных европейских требований при имитации наезда на пешехода, наконец, многократно снизившийся уровень травматизма при боковом ударе. Об этом стоит рассказать подробнее.

Ясно, что для смягчения последствий наезда сбоку пришлось существенно изменить конструкцию внутренней части двери, повысить ее жесткость. Брус теперь не просто укрепляет дверь, а распределяет энергию удара на все ее элементы. Между внутренней панелью и обивкой ввели демпфирующие вставки, полностью изменена и сама обивка.

Но одной двери поглотить удар не под силу. Появились два усилителя в порогах, дополнительные силовые элементы в крыше, центральной стойке, в полу. Сделаны более жесткими каркасы сидений - это следующие преграды на пути удара. Они должны отодвинуть водителя от эпицентра. В салоне доработали центральную стойку и механизм регулировки высоты ремня.

Вот результаты этой работы в цифрах. Если у "классики" при боковом ударе коэффициент HIC, показывающий степень травматизма головы водителя, составляет 1400-1600 единиц, у "десятки" - около 800 ед., то для 2170 после всех указанных доработок HIC снизился до 275, то есть почти втрое!

Доработкам, в том числе связанным с безопасностью, подверглись многие детали и системы, даже, казалось бы, непринципиальные. Скажем, механизм перемещения сиденья сделан более точным - с лучшей фиксацией. Прорабатывается вариант установки ремней безопасности с предзахватом (не путать с преднатяжением) - когда ремень стопорится не только за ось, на которую намотан, но и за саму лямку, идущую от плеча водителя. Все это позволит выполнить самые жесткие требования по фронтальному удару даже без подушек безопасности. Хотя предусмотрены и они. На первом этапе две - водителя и пассажира, а к концу 2005 года, когда подойдет второй этап освоения, число подушек, скорее всего, удвоится. Тогда же собираются в очередной раз изменить переднюю панель и скрытое за ней "железо".

НА ШИРОКУЮ НОГУ

Теперь попробуем посчитать, сколько элементов красивой жизни нам приготовили конструкторы "семидесятки".

Начнем с усилителя рулевого управления, которым должны оснащать все машины без исключения. На первых порах будут ставить только гидравлический, изготовленный в Тольятти по лицензии "Цанрадфабрик". Позже подоспеет и долгожданный электроусилитель - российский. Над разными конструкциями давно работают Махачкала и Воронеж (см. ЗР, 2003, № 7).

Во всех машинах будут кондиционеры с климат-контролем. В "люксовом" варианте предусмотрен даже раздельный климат-контроль для передних и задних пассажиров.

Вообще система вентиляции изменится кардинально. Новый отопитель с мотор-вентилятором от "Шевроле-Нивы" и более "толстые" воздуховоды обеспечат напор воздуха до 430 л/мин против 320 у "десятки". Заметно улучшатся отпотевание и размораживание стекол, в том числе сзади. Там организованы более эффективная вытяжка и лучший подвод тепла. Причем все это дополнено фильтром салона.

Предусмотрены четыре электрических стеклоподъемника - их кнопки расположатся на двери водителя рядом с управлением наружными зеркалами и центральным замком. Отрадно, что сами механизмы в дверях будут не тросовыми, а реечными. Заслуживают упоминания бесшумные замки дверей, утапливаемый в спинку заднего сиденья средний подголовник и многое другое.

Отрадно, что интерьер станет не только комфортабельнее, но и гармоничнее по отделке.

Шум, как внешний, так и внутренний, снизится на 3 дБ, станет еще меньше вибраций и скрипов. Инженеры изменили выпускную систему, предусмотрев больший объем глушителя, и впускную, где появятся дополнительные резонансные объемы. Переделали крепеж и изменили материалы звуко- и виброизоляции, и т. д.

Очевидно, на машине пропишется совершенно новая панель с бортовым компьютером (не такая, как на фото), замок зажигания, как на "Шевроле-Ниве" - со встроенным электронным ключом иммобилайзера, и прочее.

НЕ РАЗГОНОМ ЕДИНЫМ

Двигатели решено устанавливать только объемом 1,6 литра - 8- и 16-клапанные. Причем основная задача моторов не столько быстрее разогнать машину до сотни, сколько сделать ее более "эластичной" и приемистой. Характеристик старались добиться таких, чтобы уже при 1000 об/мин иметь момент не менее 100 Н.м. Тогда никаких "подгазовок" на старте не потребуется: чуть нажал правую педаль, отпустил левую - поехал. Добавил газу - обогнал.

Примечательно, что изменится и чувствительность педали акселератора. В начале хода педаль будет активнее "требовать" от двигателя момент, а ближе к концу хода - спокойнее реагировать на движение ноги водителя. Можно сказать иначе - машина будет раньше отзываться на педаль. Ну, а чтобы более уверенно останавливаться, привод тормозов оснастят АБС. При этом тормоза вообще станут чувствительнее благодаря увеличенному до 9 дюймов вакуумному усилителю.

О ГЛАВНОМ

Описывать изменения в новом автомобиле можно очень долго. И чем дальше углубляешься в мелочи, тем больше желание вернуться к главным вопросам: когда в серию, сколько будет стоить, станет ли надежнее? Самый однозначный ответ мы получили на наиболее "скользкий" вопрос: надежность - однозначно повысится. Это не просто одно из условий для поставщиков, а целая цепочка мероприятий - организационных, конструктивных, технологических. Такая уверенность радует.

Сроки тоже обещают выдержать свято: конец 2004-го - начало 2005 года. Вначале "семидесятка" поползет по конвейеру вместе с 2110, но вскоре вытеснит ее. Цена? Говорят, будет подороже "десятки", но не намного. Впрочем, даже если намного - почти одновременно обещают запустить долгожданную "Калину". Та будет классом пониже, стало быть, и подешевле. Но тогда сам собой возникает главный вопрос - про деньги, необходимые на освоение производства. Надеемся, и на него у завода ответ готов.

Новая машина смотрится симпатичнее "десятки".

Двигатели - только 1,6-литровые. Кожух - важный элемент звукоизоляции.

Задок автомобиля куда изящнее, чем у сегодняшнего флагмана модельного ряда. Формы деталей посложнее, но современнее.

Небольшой пластиковый желобок должен исключить попадание воды (грязи) на боковые стекла или в салон и снизить аэродинамический шум.

Капот стал заметно жестче, но, говорят, в целом технологичнее.

Аэродинамические обтекатели перед колесами - результат расчетов и продувки.

Предусмотрен раздельный климат-контроль сзади. Но появится он, скорее всего, только в комплектации "люкс".

Салон будет другим, но даже это фото дает представление об уровне конструкторских и дизайнерских решений.

Как и подобает современному автомобилю, центральный подголовник утапливается в спинку (на фото он слегка поднят).

Центральная часть кармашка отгибается. Рядом с ручкой - управление стеклами и центральным замком, выше - наружными зеркалами.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.09.2003
Поделиться: