Евро в законе?
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
совет безопасности
НОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ЕВРО В ЗАКОНЕ?
ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Запретить выпуск автомобилей, не соответствующих нормам Евро II, Россия должна была еще с января 2002 года, поскольку под Женевским соглашением по Правилам ЕЭК ООН стоит и наша подпись. Как мы и предполагали (ЗР, 2001, № 3), этого эпохального события не случилось: иначе пришлось бы закрыть большинство наших автозаводов. Сроки перенесли на два года (распоряжение Правительства от 24 сентября 2002 года), так что нормы Евро II станут законом для всех наших автопроизводителей с 1 января 2004 года (в Европе они действуют с 1996-го).
Недавно к нам попал проект распоряжения главы Кабинета министров (согласован со всеми ведомствами!), в котором с 1 октября 2003 года запрещается выдавать одобрения типа транспортного средства на серийно выпускаемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, "экологические характеристики которых по значению выбросов ниже требований, установленных... Евро II". Более того, таможня тоже не будет оформлять новые и "бэушные" транспортные средства, у которых не имеется документального подтверждения соответствия тем же нормам на момент их производства! Словом, государство наконец-то всерьез озаботилось чистотой воздуха над российскими городами и весями. Пройдет совсем немного времени, и мы, быть может, вздохнем полной грудью.
РАПОРТУЕМ, РАПОРТУЕМ...
Теперь поинтересуемся, что происходит на наших заводах, насколько они готовы к переходу на выпуск продукции, отвечающей требованиям ЕЭК ООН.
Забегая вперед, скажем, что большинство российских производителей не сидели сложа руки, но вот результаты разные.
Наш ведущий - АвтоВАЗ давно сертифицировал автомобили "десятого" семейства (с нейтрализаторами) по Евро II; то же относится и к впрысковым переднеприводным автомобилям "восьмой" серии, "нивам" ВАЗ-21214 (опять же при установке нейтрализатора). Только вот почему-то в этом году планируется произвести на свет лишь 86 тысяч таких "десяток" (примерно каждую третью машину этой модели или меньше 10% от общего выпуска). Зато в мае завод изготовил 1,5 тысячи экспортных автомобилей, соответствующих нормам Евро III! А еще на ОПП собраны опытные образцы "классики" и "Оки" с впрысковыми двигателями, отвечающими нормам Евро II. Пока, правда, о начале серийного производства нет даже речи.
Горьковский автозавод рапортует о том, что все "волги" и "газели" с двигателями ЗМЗ-405 и 406 в Евро II укладываются, если установить нейтрализатор. В этом году таких будет выпущено 43,5 тыс. штук или 20-25% от общего числа. Еще проходит по нормам "Газель" с двигателем ИВЕКО (выпущено 100 штук, дальнейшие перспективы пока неясны) и дизелем ЗМЗ-514 (примерно те же объемы).
"Ижмаш-Авто" только устанавливает опытные образцы впрыскового двигателя УЗАМ объемом 1,8 л на универсалы и "оды" с полным приводом.
На Ульяновском автомобильном заводе - тоже перемены: легковой модельный ряд получил новый базовый двигатель - 16-клапанный ЗМЗ-409. Покупателям предлагают также комплектацию легковых машин с дизелем Andoria польского производства или новым заволжским дизелем ЗМЗ-514. На некоторые машины, кроме того, ставят нейтрализатор выхлопных газов и систему улавливания паров топлива. В мае 2003 года, например, с главного конвейера УАЗа сошли... 5 автомобилей УАЗ-315195, соответствующих экологическим стандартам Евро II! В пресс-службе, правда, уверяют, что выпуск идет по нарастающей и в 2004 году такими будут все новые легковые автомобили УАЗ.
Руководители КамАЗа сообщают, что завод поставляет двигатели Евро II на автобусы и магистральные тягачи и с 2004 года вообще прекращает выпуск двигателей Евро I. На ЯМЗ производят дизели серий 7511 и 7601, соответствующие Евро II, для МАЗа, УралАЗа и автобусных заводов. В 2003 году их выпуск составит 25% от общего количества, а в 2004-м - все 100%.
Словом, несмотря на обнадеживающие сообщения, совершенно ясно, что ни к 1 октября, ни к 1 января практически ни один из наших производителей не сможет окончательно перейти на Евро II.
ЦЕНА "ГРЯЗНОГО" И "ЧИСТОГО"
Правительство "подписалось" под новыми нормами - Россия как-никак часть Европы. Только еще она и часть Азии - вообще куда нам до цветущей Германии... Неужто так и не дотянемся? Послушаем мнение специалистов.
Ни для кого не секрет, что стоимость впрыскового двигателя выше, чем карбюраторного. С установкой системы нейтрализации подорожание составит 10-25%. Впрочем, при массовом производстве рост цены не такой уж болезненный, что доказывают модели ВАЗ. Разница между прежними и "чистыми" (Евро II) моделями составляет 100-200 долларов. И все-таки, много это или мало?
- Автомобили российских автозаводов всегда были конкурентоспособными, в первую очередь, благодаря невысокой цене, - говорит Александр Ковригин, заместитель генерального директора "Автосельхозмаш-холдинга". - С двигателем, соответствующим европейским требованиям по экологии, цена вырастает минимум на 15%. И это при том, что сегодня стоимость многих российских автомобилей уже практически на пределе. Понятно, что "народная" "пятерка" ВАЗ-21053, средняя цена которой 3700 долл., став "европятеркой", потянет уже за 4 тысячи. Будет спрос на машину? Зная ответ, заводы тянут время - они уверены, что правительство, как всегда, прислушается к их мнению и в очередной раз отодвинет срок. Главный аргумент - "наш потребитель не готов к резкому росту цен".
По сведениям журнала, в правительство уже потянулись ходоки - губернаторы отдельных российских регионов, в первую очередь - из Сибири. Суть их прошений - отодвинуть приход Евро II еще на некоторый срок. Причина все та же - неизбежное подорожание российских автомобилей в целом и исчезновение дешевых как класса в частности. И вообще, это вам в столицах Евро нужно, а нам в Сибири оно без надобности... В общем, ждем реакции властей.
Видимо, дешевые машины требуют особого подхода, например, постепенной замены устаревших модификаций новыми, отвечающими Евро II (и далее). В этом году выпустить 15% "экологичных" версий, потом 30%, потом - 90%... Но - не резкий переход. (Не забудем и о "социальных" автомобилях типа "Оки", "Оды": полностью запретив их выпуск завтра, чем обеспечить инвалидов?)
Однако прощание с устаревшими моделями нельзя растягивать до бесконечности, какие бы оправдания этому ни находились. Государство может влиять на процесс не только запретительными мерами (на которые чиновники так горазды), но и более эффективно: гибкой налоговой политикой стимулировать производителей и покупателей "чистой" техники.
Вопрос об ужесточении экологических норм - обоюдоострый. Хочется "войти в положение" заводов-кормильцев и не ущемить небогатого потребителя и вместе с тем увеличить экспортный потенциал автопрома, а заодно присоединиться к ВТО - организации, которая, как известно, протекционистские меры отнюдь не приветствует. Да, чуть не забыли главное, из-за чего весь сыр-бор: хочется дышать чистым воздухом!
Словом, тугой узел едва ли удастся разрубить "взмахом" очередного постановления. А промежуточные варианты у нас, к сожалению, как-то не получаются...
НАША СПРАВКА
Для обеспечения Евро II необходимо:
на автомобилях с бензиновыми двигателями - отказаться от карбюраторов и перейти на распределенный впрыск топлива с электронным управлением, применять системы нейтрализации. Использовать исключительно неэтилированный бензин с низким содержанием серы. В качестве альтернативного топлива применять сжатый природный газ;
на автомобилях с дизельными силовыми установками - дать отставку предкамерным двигателям, повысить давление впрыска до 1600-1800 атм. Установить корректор дымности, нейтрализаторы, широко внедрять турбонаддув с промежуточным охлаждением воздуха. Использовать топливо с низким содержанием серы и антидымными присадками.