Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Спортпрототип Fenix из России: победитель-долгожитель

Кольцевые гонки на выносливость немыслимы без спортпрототипов. В конце октября на трассе Moscow Raceway состоялся 4-часовой марафон Russian Endurance Challenge. Его победителем в абсолютном зачете стал отечественный спортпрототип Fenix.
Полная версия

Для начала определение. Спортпрототип – болид с закрытыми колесами, спроектированный исключительно для гонок. Отличается от легковых спортивных машин отсутствием серийного аналога, от формул – подобием кузова. Кокпит, чисто теоретически, двухместный.  Как правило, второго сиденья в нем нет. Мало того, в гонках запрещено стартовать с пассажиром. С годами требование превратилось, по сути,  в ограничение минимальных размеров кокпита.

Наш Fenix конструкции Игоря Ермилина –  опытный образец спортпрототипа. Построен в единственном экземпляре в 2006 году. Раритет? Нисколько! Высокотехнологичная внешность похожих зарубежных машин не должна сбивать с толку. Как ни странно, спортпрототипы нередко становятся долгожителями.  Например, британская фирма Radical успешно продает модель родом из 2002 года. Ее основа – пространственная рама из стальных труб, накрытая стеклопластиковым кузовом. Далеко не самое передовое техническое решение. Зато приборная панель и корпуса зеркал из углепластика. Цена начинается с 67 тысяч фунтов.

Дорожный просвет спортпрототипа – 35 мм в статике и 20 мм на ходу.

Чем примечателен отечественный болид? Да тем, что не отстал на вечность от зарубежных аналогов. Шасси разработано по международным требованиям к младшему классу прототипов, так называемому CN. Его рама смешанной конструкции: к каркасу из стальных труб приклепываются и приклеиваются алюминиевые сэндвич-панели. Толщина бутерброда металл-пенопласт-металл – порядка 50 миллиметров. Наполнитель из пенопласта в данном случае обеспечивает устойчивость алюминиевого листа. В итоге получается жесткая и прочная капсула, почти монокок. Немаловажно и то, что при такой технологии изготовления не требуется стапель и дорогостоящая оснастка. В годы создания прототипа это было одним из требований несколько противоречивого технического задания. Fenix должен был стать бескомпромиссно-гоночным и одновременно надежным и недорогим в производстве и эксплуатации. Расчетная цена автомобиля на тот момент составляла 30 тысяч евро при условии изготовления партии из двадцати штук.

Со снятыми панелями кузова спортпрототип напоминает гоночную формулу. Двигатель Alfa Romeo 2.0 Twin spark мощностью 156 л.с. Для охлаждения использованы два радиатора ВАЗ-1111.

Мотор и коробку передач Ермилину пришлось брать из тех, что в тот момент были доступны. А именно: двухлитровый двигатель Alfa Romeo мощностью 156 л.с. в паре с пятиступенчатой кулачковой коробкой передач Hewland LD 201. По сути, на шасси, соответствующее  международным требованиям, установили силовой агрегат, пригодный только для российского использования.

Передняя подвеска как у формул – по два треугольных рычага с каждой стороны. Рулевой механизм реечный от ВАЗ-2108. Красные трубы – воздуховоды для охлаждения тормозных дисков.
Задний колесный узел. Схождение регулируется тягой, развал – подбором регулировочных пластин. Тормозной диск Brembo, суппорт ВАЗ-2108.

Знатоки автоспорта наверняка обратили внимание – у спортпрототипов много общего с формулами. Так и есть, их роднят конструкция рамы, схема подвески, компоновочные решения. А чем они лучше? Стеклопластиковый кузов, прикрывающий колеса, прежде всего улучшает аэродинамику. Fenix  проходил цикл испытаний в аэродинамической трубе Дмитровского автополигона. Причем не макет автомобиля, а полноразмерный болид! Cпарринг-партнером нашего прототипа стала Dallara F399 – Формула 3 итальянского производства. В данном случае столь любимый маркетологами коэффициент С х – величина непостоянная, поскольку гоночные машины имеют регулировки, позволяющие адаптировать их под конкретную трассу: можно менять углы атаки антикрыльев, дорожный просвет и т.д. Если сравнить несколько оптимальных вариантов регулировок, то аэродинамическое сопротивление спортпрототипа на 10-25 процентов меньше, чем у формулы.

За рубежом ценят гоночные автомобили. Спортпрототипы-одногодки нашего там покупаются и продаются. Их никто не гонит с трасс, они переходят из рук в руки, чтобы участвовать в гонках и трек-днях.

Наконец-то, и Fenix прервал музейное существование. Гонки, победа, почет. Пусть это станет тенденцией, а не единичным случаем. Спортпрототип всегда актуален и украшает соревнования любого уровня.

Подпишитесь на «За рулем» в

Крючков Вадим
10.11.2015
Поделиться: