Проверяем АЗС: где недоливают и чем бодяжат топливо
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
После того как ГОСТы на автомобильное топливо отменили, качество бензина и солярки регулируется техрегламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011), в котором перечисляется то, чего не должно быть в горючем: это металлосодержащие присадки на основе железа, марганца и свинца и присадки на основе метанола.
К числу самых страшных врагов относятся монометиланилин (ММА) и метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Использование этих присадок при изготовлении бензина допускается, но при строгой дозировке. МТБЭ в повышенных дозах (более 15%) приводит к падению мощности мотора и разъедает уплотнения в топливной системе. ММА на территории России разрешен для топлива четвертого класса (не более 1%), причем выпуск такого бензина должны прекратить с 1 января 2016 года. В бензинах пятого класса наличие ММА вообще недопустимо.
А недоливают топливо повсеместно. По оценке специалистов Росстандарта, АЗС недодают в среднем около 300 мл на каждые 10 литров. Если заправка ежесуточно продает 4–5 тонн топлива, то суммарный недолив может доходить до 140 литров, а это 5000 рубликов. В месяц – 150 тысяч!
ВЕЧНЫЙ БОЙ
Вот и первая на нашем пути АЗС. Принадлежит ООО «ЭКОН». Вертикальная стела с прейскурантом на топливо, несколько колонок, операторская будочка для приема денег с выцветшими копиями документов. Глава Росстандарта, эксперты, работники ярославской прокуратуры, полиция и пресса взяли в кольцо маленькое окошечко с перепуганной операторшей: «Предъявите паспорта качества и ТТН на топливо, это проверка!».
ТТН – товарно-транспортная накладная, говорящая о том, с какого завода или нефтебазы прибыло топливо и какого оно класса. Обязательно должен быть и паспорт качества, снабженный уникальным личным кодом, таким же, как у ТТН. Для чего – понятно. Можно один раз купить хорошее топливо с настоящими документами, а потом под эту марку продавать что угодно. Помните ММА и МТБЭ? Они обходятся в сущие копейки по сравнению с той прибылью, которую приносят: до 200% чистого навара! А с помощью этой химии любой низкооктановый бензин можно превратить в дорогие АИ‑95 и АИ‑98.
Поскольку АЗС является объектом частной собственности, мы даже в присутствии прокуроров не смогли взять пробы из хранилищ без полномочного представителя заправки. Стали ждать хозяина с теми самыми ТТН. Стратегия бури и натиска дала сбой.
Пока ждали хозяина, руководитель Росстандарта Алексей Абрамов отчитался о наложенных за год 22 миллионах рублей штрафов и о возбужденных административных делах. Затем наступил черед второй атаки: приехал начальник АЗС.
Брать пробы следует не из колонки, а из подземной емкости. И снова препоны. В некоторых резервуарах оказалось мало топлива, а если захватить муть со дна, такой результат легко опротестовать в суде. Но хуже то, что диаметр мерной емкости (она выполнена по ГОСТ 2517, в виде цилиндра) оказался ощутимо больше диаметра приемной трубы емкостей – и бригада мобильной лаборатории Росстандарта не смогла взять пробу! Начальник территориальной инспекции ЦМТУ Росстандарта Владимир Иванов признался, что этот случай не уникальный, ведь расхождение в диаметрах труб никак не преследуется законом. Современные АЗС строят по ГОСТам, но полно и старых станций, подобных той, на которую мы заехали. Наша атака захлебнулась во второй раз.
ВЕЧЕР ТРУДНОГО ДНЯ
Результаты рейда таковы: у ООО «ЭКОН» качество бензинов АИ‑92 и АИ‑95 было в норме, лишь документы на поставку топлива подкачали; в солярке обнаружилось повышенное содержание серы.
На АЗС местной сети ООО «Петролеум Плюс 33» документы на топливо вовсе не нашлись. Недолив топлива составил 70–80 г/10 л при допустимом отклонении в 25 граммов.
СУХОЙ ОСТАТОК
С недоливом и бодяжным топливом борются, опираясь на статью 14.43 КоАП (нарушение изготовителем требований технических регламентов). Штраф – от 100 тысяч рублей до миллиона с приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Из 1113 нарушений, выявленных с начала года, 940 случаев пришлось на независимые АЗС. Наверняка владельцы отделались минимальным штрафом. А проверки случаются не каждый день. Купил бензовоз откровенной бодяги, реализовал за короткий срок по бросовой цене – и всё, ищи ветра в поле. Из-за таких дельцов страдают добросовестные мелкие АЗС; не имея собственных хранилищ, они вынуждены покупать топливо у крупных компаний чуть не через день, а цены на мелкооптовые партии постоянно растут. Честным частникам остается либо закрываться, либо привлекать клиентов магазинчиками и мойками, которые большого дохода не приносят.
Сетевые АЗС тоже не всегда чисты на руку: к ним 141 раз применили штрафные санкции (в 34 случаях – по причине плохого качества топлива, прочие претензии были к недоливу).
Каждый заезд на АЗС по-прежнему сродни русской рулетке. Наш совет стар как мир: заправляться на проверенных АЗС и не клевать на дешевый бензин.