Сколько российского в ярославском турбодизеле Mercedes-Benz OM646
Предыдущая модификация мотора OM646 вышла на мировой рынок полтора десятка лет назад и зарекомендовала себя с лучшей стороны, но в конце 2008 года при вступлении в силу норм Евро‑5 он уступил место агрегатам свежих серий – на европейских машинах. На российских же Мерседесах этот турбодизель сохранился, а в 2013‑м его начали собирать на ЯМЗ. И вот – модернизация.
Обновления не затронули основу: сохранен мясистый чугунный блок с толстыми стенками между цилиндрами, прежней осталась степень сжатия. Всё – ради надежности. Да и внешне мотор трудно отличить от прежней версии, под Евро‑4. В чем же новизна?
Появились новый электронный блок управления, более производительная система охлаждения, доработанный нейтрализатор и сажевый фильтр. Конструктив топливной системы не меняли, но форсунки теперь делают дополнительное число впрысков (теперь их девять) за цикл для более эффективного сгорания топливной смеси – благодаря этому мотор стал работать менее жестко и снизилась токсичность отработавших газов. Окислительный нейтрализатор (обезвреживает СО и СН) и сажевый фильтр (задерживает твердые частицы) объединили в одном корпусе. Их более плотная начинка довела очистку выхлопа до необходимых норм. Весь пакет доработок двигателя исключительно российский, в других странах таких моторов не будет.
Мощность турбодизеля прежняя – 109 л.с. И предельный крутящий момент тот же – 280 Н·м, но теперь его полка шире и пик доступен на более низких оборотах.
Цена обновления? Изменения в конструкции были максимально выверены, с тем чтобы сохранить всю производственную цепочку: переход на Евро‑5 не повысил стоимость мотора.
Перевозчики давно просили более мощный мотор, и наконец-то их услышали: благодаря увеличению площади интеркулера и перепрошивке блока управления, топовая версия этого турбодизеля выдает 136 л.с. и 320 Н·м. За Sprinter с дополнительными силенками придется доплатить 50 000 рублей.
В обозримом будущем на базе ЯМЗ немцы планируют организовать промышленный ремонт этих турбодизелей. Пока спрос невелик, а потому двигатели отвозят на восстановление в Германию, но российский персонал набивает руку, разбирая агрегаты и проводя их дефектовку.