Углубляемся в историю московского метро: красоты и тайны подземелья
– Осторожно, двери закрываются. Следующая станция…
А какая следующая? Мне кажется, что, если после московского «Китай-города» поезд вынырнет из туннеля где-то на «Площади Восстания» в Питере, никто особо и не удивится. Ведь в метро над Пространством главенствует Время. Хотя бы потому, что расстояние здесь измеряют не в километрах, а в минутах. А если посмотреть с философской точки зрения, здесь органично сочетаются конструкции из разных эпох, между которыми десятки веков интереснейшей истории.
Метро не просто уникальный транспорт. Это еще и самостоятельный вид искусства: архитектурного, инженерного, дизайнерского. В московское метро можно спускаться просто для удовольствия. Искренно жаль тех, кто не способен увидеть там ничего, кроме толкающихся пассажиров. В Третьяковки, Эрмитажи и прочие Лувры ведь тоже приходят толпы людей.
Московское метро за сутки перевозит восемь-девять миллионов человек – каждого в среднем на 14 км. А ведь это больше, чем проезжают по московским пробкам те сотни тысяч автомобилей, владельцы которых считают ниже своего достоинства перемещаться вне персональных экипажей. Метро принимает каждого, обеспечивая скорость передвижения куда выше наземной – примерно 42 км/ч. Опоздания практически исключены: по последним данным, график подземного движения выдерживается на 99,992%.
Впрочем, агитировать за поездки на метро не собираемся – мы же автомобилисты! А вот поделиться наблюдениями за подземной жизнью уникального отечественного транспорта – с удовольствием.
– Осторожно: двери… открываются!
Автомобили КИМ‑10-50 некогда выпускал Завод имени КИМ, позже не раз переименованный. Станцию «Комсомольская» тоже пытались переименовать – то в «Каланчевскую» (в 1991 году), то в «Три вокзала» (1992). Что касается Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) – а комсомольцы строили метро! – то капители колонн образца 1935 года по сей день украшены соответствующей бронзовой эмблемой.
Это – первая в мире станция колонного типа глубокого заложения. Это ее проект получил в 1938 году Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке. Это ее ниши центрального свода украшены десятками мозаичных панно, созданных по эскизам Александра Дейнеки. Это для нее привлекали к работе авиаконструкторов долгопрудненского завода «Дирижаблестрой». Легенда гласит, что при изготовлении металлических арок использовали части настоящего дирижабля! Кстати, есть забавная игра: взять монетку и запустить ее вверх по металлическому углублению на колонне. Она пробежит под потолком и приземлится у подножия противоположной колонны. А еще можно поговорить друг с другом шепотом: вы у одной колонны, собеседник – у другой. Фантастическая станция – «Маяковская».