Платоническая любовь: во что выльются поборы с дальнобойщиков
Казалось бы, полезное нововведение, учитывая состояние российских дорог. Да и Запад, на который так любят кивать законотворцы, давно применяет аналогичную систему. Почему же тогда в стране оказалось столько недовольных дальнобойщиков?
Поплачем о своем
Начнем с того, что момент выбран неудачный. Страна живет с обвалившейся национальной валютой, непрекращающимся ростом цен и падением реальных доходов населения. И тут – новый оброк. Конечно, доходы казны падают, резервный фонд тает – как тут не придумать дополнительный сбор? Автомобилистов-любителей можно обирать только до определенного предела, иначе кто-то продаст машину, кто-то пересядет на общественный транспорт – и денежный поток ослабеет. А для дальнобойщиков машина – это дом, работа и источник дохода одновременно. Деваться им некуда, а значит будут платить исправно.
Изначально предполагалось собирать по 3,73 рубля за километр пробега. Однако уже первая волна протестов дальнобойщиков заставила пересмотреть тариф. Буквально накануне запуска «Платона» правительство утвердило другой расклад: 1,53 рубля до 29 февраля 2016 года (при подготовке материала рассматривали предложение продлить срок до конца октября), а потом увеличить до 3,06 рубля (пока ориентировочно до 31 декабря 2018-го). Чем же была обоснована изначальная ставка, если ее в одночасье уменьшили почти в два с половиной раза на ближайшие месяцы и более чем на 20% – на последующие три года? Выходит, и таких, ужатых сборов будет достаточно для содержания дорог? Не говоря о том, что и в прошлые годы, до введения «Платона», Росавтодор обещал привести все российские трассы в надлежащее состояние к 2018 году.
А может, это хитрый ход? Когда через три года люди спросят, почему асфальт в стране по-прежнему драный, будет проще оправдываться – мол, вы сами требовали снизить тариф, вот собранных денег и не хватило.
Да и за что платить?! За однополосные дороги без освещения и нормально оборудованных мест отдыха? По данным на 2014 год, протяженность скоростных автомагистралей в России была менее тысячи километров – на порядки меньше, чем в развитых странах! К примеру, сеть автобанов в Германии еще до Второй мировой войны составляла несколько тысяч километров, а в Китае общая протяженность скоростных трасс на сегодняшний день перевалила за 110 тысяч километров.
О внешнем виде и уровне сервиса придорожных стоянок для фур вообще лучше промолчать. Приличные можно пересчитать по пальцам даже в Московской области, где огромное количество грузовиков вынуждено пережидать дневной запрет на движение по МКАД.
Еще один нюанс: трассу мало отремонтировать, ее еще требуется содержать в нормальном состоянии. Многие наверняка отлично помнят глухой затор на несколько дней на трассе М-10 между двумя столицами, вызванный «неожиданным» снегопадом и последующей неспособностью служб оперативно ликвидировать его последствия и наладить движение. Заложены ли в систему «Платон» эти траты?
Основной аргумент Росавтодора при введении платы подкреплялся любопытной статистикой. Дескать, один большегруз портит дорожное полотно в 20–50 тысяч раз сильнее, чем легковушка. Интересно, почему тогда на новом асфальте на столичном Третьем транспортном кольце или в левых рядах МКАД, где грузовики вообще не ездят, уже в первый год возникает колейность? И это в Москве, где асфальт – высшего качества. Быть может, причина того, что трассы разбиты, вовсе не в фурах или не только в них?
Работа «Платона» началась со скандала. Сама идея запустить подобный комплекс без тестового периода выглядит утопичной. Трудности возникли еще в ноябре, непосредственно перед стартом, когда обнаружился дефицит бортовых устройств для дистанционного контроля движения. Его пообещали ликвидировать к весне 2016 года. Тем, кому не хватило приборов, предлагается задавать маршруты вручную. Частники и небольшие фирмы это переживут, а как быть компании с десятками машин на линии? Впору открывать вакансии операторов для работы с «Платоном».
В первые же сутки сайт системы «повис», со счетов перевозчиков необоснованно списывались средства, служба поддержки в таких условиях оказалась недоступной из-за вала звонков. Представители «Платона» объяснили всё атакой неизвестных хакеров, но ни словом не обмолвились о возможной приостановке поборов.