Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Светодиодный мультилуч: чем круты фары нового Mercedes-Benz E-класса

Пока одни автопроизводители пытаются поразить всех лазерными фарами, другие в поисках умных технологий пошли еще дальше. Фары Multibeam от Hella для нового Mercedes-Benz E-класса с 84 светодиодами позволяют не только экономить энергию, но и вырезать из картинки целые автомобили. Смотрим, как это работает.
Полная версия

Как мы помним, в Жигулях модели 2101 было две фары, а в 2103 – уже четыре. Тогда это казалось усложнением. То, что творится с автомобильной оптикой сегодня, и вовсе фантастика. Однако если попытаться припомнить многообразие современных систем головного света, то нарисуется примерно следующая картина:

Много? Да, много. А вот очередное решение от компании Hella, которая представила многострочный матричный свет в фарах нового Mercedes-Benz Е-класса (модельный ряд W213). Технология позволяет создать практически любой световой рисунок на дороге без использования какой-либо механики – с помощью матрицы.

Фара, названная Multibeam LED, содержит растровый модуль из 84 светодиодов, распределенных в трех строчках. Нужная световая картинка создается включением или отключением нужных «пикселей» управляющим фарой компьютером согласно полученной им от видеокамеры и/или навигатора информации. Даже если встречный автомобиль находится в зоне луча света, он может быть «вырезан» буквально за миллисекунды, и эта искусственная тень будет следовать за ним на любой скорости. Таким образом исключается ослепление. Аналогично система реагирует и на впереди идущий попутный автомобиль, чтобы не слепить его водителя через зеркала.

Возможные варианты светораспределения при отсутствии помех от других авто, обеспечивающие наибольший комфорт в различных условиях

Прежняя система с неослепляющей матрицей из 25 светодиодовНовая системаГородской свет-+Загородный свет-+Автобан-+Свет для плохой погоды-+Динамический свет в поворотах-+Дальний свет++Неослепляющий ближний свет+

+

Новая фара светит на расстояние до 435 м. При этом каждый пиксел может не просто включаться и выключаться, но и плавно менять свою яркость – от 0 до 100%! Тактовая частота обновления картинки 100 Гц. Интересно, что система даже предотвращает ослепление самого водителя отражающими дорожными знаками, уменьшая яркость света, падающего именно на них.
Во время движения электроника вырезает часть подсвечиваемой картинки в целях безопасности

Технически фара состоит из двух оптических систем – первичной и вторичной. Первая – особый рефлектор со световодом-концентратором, обеспечивающий яркость луча, вторая – двухлинзовый объектив. Одним рефлектором не удается обойтись, так как из-за дискретности светодиодов в луче были бы вкрапления темных промежутков между ними. Проблемой для разработчиков стал и поиск подходящего материала: обычный пластик не выдерживал, стекло не удавалось сделать с нужной точностью, применили особый силикон (Liquid Silicone Rubber).

Схема новой фары. Слева направо: охлаждающий модуль с вентилятором, пластина с 84 светодиодами на радиаторе, первичная оптика (световоды и рефлектор), вторичная оптика. Понятно, что в реальной фаре все элементы плотно прижаты друг к другу!

Фара в разрезе. При изготовлении каждая фара проходит процесс технологической юстировки. Он заключается в индивидуальной подгонке пластины со светодиодами к первичной оптике. После него они склеиваются твердеющим под УФ-излучением клеем. После юстировки проводят калибровку. Каждый светодиод включается поочередно и ищется/запоминается нужный именно ему ток, чтобы получилась световая картинка с равномерной засветкой, без провалов в тень. Затем – фокусировка: это подгонка расстояния до линз вторичной оптики, и, наконец, квалификация – проверка соответствия ТУ.

Cвет для плохой погоды: уменьшает отражения от мокрой дороги, выключением части светодиодов

Как управляется все это хозяйство? Понятно, что от компьютера, но ему постоянно «подсказывает» многофункциональная видеокамера за зеркалом заднего вида. Кроме того, используется информация от бортового навигатора, дабы учитывать предстоящие перекрестки, круговые развязки, повороты и прочие дорожные нюансы. Еще задействованы специальные сенсоры дождя и тумана, датчик освещенности (день/сумерки/ночь или уличное освещение) и даже переключатель в режим левостороннего движения, если попадаешь в такую страну, — там же все наоборот.

В новой фаре используется информация от бортового навигатора, дабы учитывать предстоящие перекрестки, круговые развязки, повороты и прочие дорожные нюансы

P.S. Говорят, что уже в этом году появится система µAFS, состоящая из 1024 светодиодов. Кстати, любопытно, а как с такой фарой проходить техосмотр?

Фото: Daimler и Hella

Подпишитесь на «За рулем» в

Колодочкин Михаил
26.02.2016
Поделиться: