Формула-Е по новым правилам: обман идеями
Осенью, когда все экологически нечистые гоночные серии финишировали, второй сезон электрической Формулы-Е стартовал. Согласно новым правилам отныне все команды вольны конструировать электромоторы и коробки передач самостоятельно. Этим путем пошли восемь из десяти команд. Девятая не успела внедрить новый мотор, десятая оставила стандартный прошлогодний агрегат. То есть узаконено техническое неравенство – в отличие от первого сезона, где все машины были идентичны.
К чему приведет такая новация? Это наглядно показал Себастьен Буэми на этапах в Китае, Малайзии и Уругвае. На счету швейцарца две поул-позиции, три лучших круга в гонке и две победы. Он выступает за команду Renault e.DAMS – единственную заводскую на данный момент. Далее логично предположить расслоение команд на богатые и бедные, заводские и частные, большие и маленькие – называй как хочешь. Техническое неравенство в любых автогонках всегда приводит к такому результату.
Флагман инноваций
Изначальная концепция была если не гениальна, то весьма незаурядна. Не изобретая ничего особо нового, внушить публике, что это не просто «еще один формульный чемпионат» – а передний край мировой инженерии, буквально стоящей на пороге технологических прорывов! И кроме того, впервые в истории – бесшумно, экологично, по улицам мегаполисов.
«Впечатляющая платформа для обмена идеями», «площадка для инноваций с высоким потенциалом на потребительском рынке», «наше топливо настолько чистое, что его можно пить» – такими фразами организаторы чемпионата завлекли на трибуны сотни тысяч зрителей. Хотя не только фразами: силен и привлекателен состав участников, насыщенный бывшими пилотами Формулы‑1. Плюс Леонардо Ди Каприо в неожиданной роли руководителя одной из команд. Реально, не в кино!
На поверку ничего инновационного в болидах нет. Шасси, построенное фирмой Dallara, симпатичное, но абсолютно типично для гоночных формул среднего калибра. А основные конструкторские решения в части батарей и силовых агрегатов заимствованы… у серийных авто- и электромобилей. Вероятно, это и есть тот самый обмен идеями.
Самым крупным технологическим достижением пока представляется так называемый FanBoost. Из описания: «инновационная система». Суть ее в том, что болельщики проводят голосование в соцсетях, по итогам которого определяется, кто из гонщиков получит право на кратковременное включение режима повышенной мощности. Что, конечно же, даст ему преимущество перед соперниками. Не спортивно, зато прикольно!
Еще более прикольно, хотя и бессмысленно, – пить топливо, то есть глицерин. Именно его сжигают в генераторах, предназначенных для зарядки батарей. Тем самым демонстративно отвергая самый дешевый и естественный источник электричества – розетку. И скромно умалчивая, сколько мегалитров и какого топлива сжигают фуры, корабли и самолеты, перевозящие технику и оборудование чемпионата из одного конца мира в другой.
Секретные материалы
Первоначально был представлен пятилетний план технического развития Формулы-E в качестве гарантии для партнеров, чтобы они знали, чего ожидать. Но уже сейчас от этого плана отклонились – одни пункты отвергнуты, другие добавлены. В числе ожидаемых «инноваций» – «совершенствующая аэродинамику» система DRS. Ей-богу, так и написано! Это про планку, посредством которой пилот открывает «щель» в заднем антикрыле (внедрено много лет назад в Формуле‑1 для упрощения обгонов).
А вот обещанная беспроводная подзарядка батарей отложена на неопределенный срок.
К слову, такая технология тоже существует, но крайне нерентабельна для разовых акций в виде гонок по улицам городов, ибо предполагает прокладку коммуникаций под слоем асфальта.
Для поддержания загадочного реноме технические параметры машин представлены в неудобоваримом виде. Вместо привычных лошадиных сил фигурируют исключительно киловатты. Так, во втором сезоне из моторов разрешено выжимать 170, а не 150 кВт. А к третьему сезону подразделение команды Williams F1 построит новые батареи. Однако, вопреки плану пятилетки, решили не поднимать их выходную мощность с нынешних 28 до 32 кВт, а максимальную – с 200 до 250 кВт.
Как устроены батареи? О, это пока секрет. Только имейте в виду, что называть батарею батареей не совсем верно. Потому что это нечто гораздо более сложное. А именно – аккумуляторная система хранения энергии (RESS). Важное пояснение: она поставляет электроэнергию по силовой цепи тяговому двигателю. Как устроен двигатель? Это мотор-генератор (MHU), умеющий при замедлении преобразовывать механическую энергию вращающегося вала в электричество и отправлять его в батарею. Принцип достаточно банальный, но всё равно доступны только общие описания агрегатов – теперь, когда каждый строит моторы самостоятельно. Тайны мадридского двора, no comment. Помилуйте, люди добрые, мотор-генераторами давно оснащают серийные гибриды!
Настоящий, неподдельный технологический прорыв запланирован на сезон 2018/2019. Вот тут уж никакого обмана! К этому сроку конструкторы рассчитывают создать машину, которая выдержит все 45 минут дистанции. И пилоты наконец-то перестанут в середине гонки пересаживаться на второй болид, стоящий наготове с заряженной батареей. По-хорошему, такая пересадка просто смехотворна для гонок, позиционирующих себя как продвинуто-передовые.
Только надо крепко подумать, прежде чем решиться на такую невидаль. Придется ведь потом заказывать шины, которые гарантированно не выдерживают 45 минут, – специально для того, чтобы в гонке остался пит-стоп.
Война людей и машин
Коммерческую хватку создателей Формулы-Е открыто отмечают видные эксперты Формулы‑1. Берни Экклстоун, правда, настроен скептически и считает электрический чемпионат нелепицей. Но посмотрим, что он скажет, когда у Формулы-Е появится гонка поддержки. Ей уже придумали название – Roborace, а дебют ожидают в следующем сезоне.
Это заезд беспилотных автомобилей, которые поведут борьбу друг с другом без участия людей. Рискну сделать прогноз: первые старты робокаров могут оказаться сверхприкольными и по зрелищности превзойдут всё виденное ранее. Ведь машины наверняка поначалу будут чудить – из-за несовершенства управляющих программ.
Критики этого проекта, и среди них глава команды Mercedes Motorsport Тото Вольф, высказываются корректно и не употребляют слов типа «маразм». Их мнение сводится к тому, что во все времена, начиная с античных Олимпиад, зрителей привлекали состязания людей. Вольф признаёт, что технологии идут именно в направлении автономных машин, которые в обозримом будущем поступят в продажу. В сущности, заезды беспилотников могут кого-то развлечь. Но демонстрация технологий – это не спорт. Промоутер Формулы-Е Алехандро Агаг возражает уклончиво: это, мол, соревнования иного рода… «уникальная платформа для производителей». Прямо напрашивается на расшифровку: это соревнования конкурирующих гоночных серий за деньги крупных инвесторов. Разве не так? И заодно за молодежную аудиторию, которой нравится всё прикольное.
Возможно, в отдаленном будущем исследователи провозгласят Формулу-Е величайшим маркетинговым разводом… то есть, простите, ходом в истории автоспорта. Но сегодня это динамичное и красочное шоу, вполне стоящее тех денег, что просят за входные билеты. А если кто ленив или жаден – добро пожаловать к телеэкранам. По счастью, чтобы включить телевизор, нам пока не надо сжигать глицерин.