За кадром
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/МОТОР!
ЗА КАДРОМ
РАСКРОЕМ
НЕКОТОРЫЕ
ТАЙНЫ
МИРА
КИНО:
НАШИ
ГЕРОИ -
КАСКАДЕРЫ
И ИХ
ТЕХНИКА
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
ФОТО / СЕРГЕЙ ВОРОБЬЕВ, АССОЦИАЦИЯ КАСКАДЕРОВ РОССИИ
ЗИС в фильме Эльдара Рязанова "Старые клячи" не только плавал, но погружался под воду и даже всплывал. Для выполнения этих маневров к днищу крепили специальный надувной матрас. Когда из него откачивали воздух, автомобиль шел ко дну, точнее, опускался на специальный понтон, установленный на глубине нескольких метров. По водяной поверхности ЗИС (нареченный, кстати, "Рязановцем") двигался не хуже, чем по суше, и с успехом мог дать фору многим судам. Спасибо 55-сильныму мотору "Джонсон" да двум самодельным килям, которые позволяли уверенно держать равновесие. В следующей сцене этот ЗИС из парохода мгновенно перевоплощается в поезд метро, а капитан-водитель становится машинистом. Разгоняться и тормозить машине помогали собственные колеса, а четыре дополнительных от вагонетки четко направляли его по рельсам.
Этот автомобильчик - на самом деле пустотелый макет, игравший в фильме "Китайский сервиз". Его ждала судьба детской игрушки: сделали и сразу же сломали. Хлоп! Специальные устройства одновременно отстрелили все четыре колеса, и кабриолет беспомощно плюхнулся на пузо. Интересно, что чувствовал в этот момент пассажир?
А теперь "Горбатый"! "Запорожец", выполняющий прыжок через костер, внешне ничем не отличался от своих собратьев. Перед трюком в кузове тщательно заделали все отверстия и трещинки, чтобы пламя не проникло внутрь. От каскадера же требовалось быстро пересечь линию огня.
Патрульная машина, павшая в неравной схватке с преступником, - "шестерку" буквально разорвало на куски. По сюжету фильма это последствия взрыва. В реальности же пришлось тщательно рассчитывать, где и какой силовой элемент подпилить, чтобы из автомобиля получилась задуманная постановщиком кучка кузовных деталей.
Кстати, каскадеры очень серьезно просчитывают прыжки и перевороты. Обычно эти трюки совершают на специальных трамплинах, где автомобилю задается нужная траектория полета. Часто используют естественные препятствия (бордюры, камни), иногда "химичат" с самим автомобилем: грузовику привязывают груз на крыше, смещая центр тяжести; на легковых автомобилях наращивают диски - с ними легче зацепиться за асфальт. На льду, чтобы перевернувшаяся машина не просто скользила, а вращалась, к крыше прикрепляют шипы.
Этих "актеров" приглашают, когда бессильны даже каскадеры. Именно их вы видите в машинах, падающих в пропасть или бьющих друг друга на большой скорости. Такая у них работа.
В картине Аллы Суриковой "Хочу в тюрьму" один из главных героев - ярко-желтый "Запорожец". По фильму талант его столь многогранен, что на съемках потребовалось четыре (!) дублера. Каждый специализировался на чем-то своем. На нижних фото - водоплавающий. Под капотом установлен мотор "Вихрь", позаимствованный у списанного катера. Держаться земноводному на плаву помогали брусочки пенопласта и надувная подушка. Представляете лица жителей, случайно выглянувших этим утром из окон окрестных домов?!
Еще один желтый "близняшка", снабженный мощным мотором и дугами безопасности... обгонял "Мерседес". Даже вертолет съемочной группы с трудом поспевал за шустрым "Запорожцем"! Третий играл прирожденного лыжника. Правда, покорял он заснеженное поле верхом на снегоходе.
"Форду" уготовили печальную судьбу - погибнуть в столбе пламени. К тому же режиссер хотел, чтобы "из автомобиля вылетала душа". Таковую пиротехники сделали с помощью... денатурата.
В РОЛЯХ / "РЯЗАНОВЕЦ" - ЗИС-101, "ГОРБАТЫЙ" - ЗАЗ-965, ПАТРУЛЬНАЯ МАШИНА - VAZ 2106, "ЗАПОРОЖЕЦ" - ZAZ 968М
ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЕЙ / АЛЕКСЕЙ ВОЙТКОВ,
АЛЕКСЕЙ СЕССИН, ВАДИМ ТРОСТЯНСКИЙ,
СЕРГЕЙ ЗОТКИН, ЮРИЙ БАРИНОВ,
СЕРГЕЙ ГУЩИН