"академичный" стиль
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ
"АКАДЕМИЧНЫЙ" СТИЛЬ
КАК ТРЕНИРУЮТ ЗАРУБЕЖНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ
ТЕКСТ, ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ
Научившись сносно перемещаться по плохим дорогам на плохих автомобилях, мы тем не менее считаем себя хорошими водителями. Куда, мол, изнеженным на ровном "паркете" иностранцам тягаться с нами, готовыми к любым неожиданностям. Ошибочка, господа! За рубежом умеющих ездить действительно классно куда больше, чем в России. Там давно поставлена на поток контраварийная подготовка, у нас же - это еще экзотика. Давайте вкратце познакомимся с передовыми приемами управления современными авто - вместе побываем в шведской Академии водительского мастерства "Вольво", а заодно выясним, пригодны ли их упражнения для тренировки наших автомобилистов.
А СУДЬИ КТО?
Лицо любого учебного заведения, а тем более целой Академии водительского мастерства - преподавательский состав. Знакомимся: инструктор Томас Энгелбрект и шеф-инструктор Бендт Норберг. Первый - чемпион Швеции (1986) и Европы (1987) по ралли, второй - участник пяти раллийных чемпионатов мира и обладатель рекорда Гиннесса в номинации "автомобильная езда на двух колесах". Оба не только отличные водители с солидным послужным списком, но и опытные педагоги с более чем десятилетним стажем. Им было поручено представить в Москве свою школу.
Кого только не тренировали они на своем веку. Деликатная манера общения, ледяное спокойствие при любых ошибках ученика, умение объяснять на пальцах - временами складывается впечатление, что языкового барьера для них просто не существует. В считанные минуты налаживают контакт с каждым. Действия подопечных оценивают как хорошие, великолепные и блистательные, независимо от реальных успехов.
Потом указывают на ошибки и просят повторить упражнение. И так до тех пор, пока по еле уловимому изменению интонации не поймешь - на сей раз лестная оценка действительно заслуженна. В прошлом году Академию "Вольво" закончили 9 тысяч (!) автомобилистов. Для сравнения: число выпускников российских контраварийных школ (а их на всю страну около десятка) измеряется сотнями.
А теперь о самом обучении, точнее - о базовом 4-часовом курсе. Теоретическая часть длится минут двадцать: инструктаж, исторический экскурс, видеофильм о правильном пользовании ремнями безопасности и расположении груза в салоне машины. Практика же начинается с освоения посадки и положения рук на руле. Учебное пособие - переднеприводные автомобили "Вольво" свежего модельного ряда.
Каждое действие по подгонке сиденья инструктор сопровождает внятными объяснениями. Учитывает число регулировок кресла, расположение органов управления, подушек безопасности и даже возможные, в случае неправильной посадки, травмы при аварии. Особенно полезны эти объяснения владельцам современных иномарок, где сиденья оснащены многочисленными сервоприводами, регулируемыми по длине и наклону рулевыми колонками. Впрочем, хозяин отечественного автомобиля, опираясь на полученные здесь знания, тоже сможет найти более-менее правильную посадку за рулем.
Пришла, наконец, пора покататься: ездовые упражнения - самая интересная часть программы.
"НЕ ВЕРЬ ЖЕНЕ И ТОРМОЗАМ"?
Любят наши водители-дальнобойщики писать такое на задних бортах своих грузовиков. Шведские "академики" придерживаются другого мнения - во всяком случае о тормозной системе. Основа всего курса - использование АБС с максимальной эффективностью.
На дорожке Ходынского поля расставлены конусы. Выходной створ - он же точка начала торможения. Через 13 метров - препятствие, еще через 13 метров - входной коридор. Задача - в торможении объехать препятствие и при этом попасть во входной коридор, не сбив ни одного конуса. Швед демонстрирует упражнение и дает пояснения.
Из них следует: водителю современного автомобиля надо научиться доверять АБС, а для этого забыть все эти прерывистые и ступенчатые пританцовывания на педали, доставшиеся в наследство от машин старого поколения. Требуется изо всех сил вдарить по тормозам и продолжать управлять автомобилем (то есть рулить, объезжая препятствие) вплоть до полной остановки. Кто сломает педаль - заработает премию: демонстрируется содержимое кошелька, набитого долларами. Дополнительная вводная - смотреть нужно вперед на дорогу, преграду из конусов контролировать лишь боковым зрением.
Начинают со скорости 70 км/ч. Бендт, чуть ли не залезая под колеса, зорко подмечает все ошибки учеников: один неправильно держит руль, другой, словно загипнотизированный, смотрит на препятствие, а потому и таранит его, третий слишком деликатно жмет на тормоз. Следуют терпеливые объяснения. Тем же, кто выполнил упражнение чисто, разрешается в следующей попытке повысить скорость на 5 км/ч. В результате вся группа достигает планки 95 км/ч, а некоторые переваливают и за "сотню". Сокрушить же тормозную педаль "Вольво" так никому и не удалось - крепкая оказалась машина.
Вернемся с небес на землю. С познавательной точки зрения упражнение полезно всем - на сухом ровном асфальте АБС действительно позволяет рулить в повороте и выходить победителем из абсолютно гиблых, по нашим меркам, ситуаций. Применить же полученные навыки на практике смогут только владельцы машин, оснащенных этой системой. Остальным при аварийном торможении придется довольствоваться трудным в освоении традиционным арсеналом приемов.
ДАДИМ СТРЕКАЧА
Безопасное вождение по-шведски не ограничивается одной лишь контраварийной подготовкой. Навык умело ретироваться при нападении актуален везде, а уж в нашей стране и подавно. Одно из представленных упражнений заимствовано из курса для водителей-охранников. Сначала разминка - обычная "змейка" шагом 15 метров. Правда, в ходе инструктажа руководящий действиями учеников Томас успевает рассказать об особенностях скоростного руления на машинах, оборудованных гидроусилителем. По нашим классическим канонам (когда требуются значительные усилия для поворота колес) обод руля надо тянуть. Например, для поворота налево баранку силой тянут вниз левой рукой, правая лишь помогает. Для современного автомобиля с усилителем шведы предлагают другой способ - толкать "бублик". То есть в том же левом повороте правая рука толкает обод вверх, а вторая помогает. Попробовал - получается. При таком способе лучше чувствуешь машину. Во всяком случае, основной недостаток гидроусилителя, связанный с низкой информативностью рулевого управления, проявляется меньше.
Но вот разминка окончена - начинается основное действо. Требуется проехать витиеватую трассу и затормозить в узком тупике, тут же переключить передачу и задним ходом промчаться по "вилюшкам" обратно, ориентируясь только по зеркалам. Почти в самом конце дистанции нужно подать задом в бокс, выехать из него на первой передаче и финишировать.
Упражнение имитирует нападение на дальнем крае заставленной машинами стоянки, когда тикать надо незамедлительно, а времени и места на маневр нет. Хитро щурясь, Томас выдает последнее напутствие - проезд туда (прямым ходом) и обратно (задним) следует выполнять с одинаковой скоростью.
Поехали! Ошибки у всех одинаковые - бодро промчавшись вперед, водители тащатся как черепахи и блуждают в конусах при заднем ходе. На деле надо иначе - точь-в-точь как советовал инструктор. Вперед - помедленнее, чтобы успеть запомнить трассу, почувствовать ее ритм. Назад - с той же скоростью, только движения в обратной последовательности. По существу, клубок распутывает память, глаза лишь контролируют движение по зеркалам, а перед финишем помогают выполнить разворот. Если следовать этому, упражнение выполняется значительно быстрее.
Отличная тренировка! И полезна водителям любой квалификации. Но особенно милым дамам - большинство из них испытывает немалые трудности при подаче задним ходом и парковке. Эх, включить бы это упражнение в программу наших обычных автошкол...
Экскурсия завершена. Итак, за рубежом к контраварийной подготовке относятся серьезно. Но смогут ли воспользоваться передовыми методиками наши водители? Теоретически - да. Пройти обучение в той же Академии поможет представительство "Вольво" в Москве, некоторые туристические фирмы предлагают путевки в заграничные контраварийные школы. Но это, как вы понимаете, для очень богатых. Большинству же рекомендую отечественные учебные заведения. Жизнь не стоит на месте - современные способы обучения постепенно вытесняют устаревшие и у нас. Это процесс неизбежный - жаль, идет не так быстро, как хотелось бы. Но, уверяю вас, будет спрос, будет и предложение.
Бендт Норберг: "Рулить надо так".
Язык жестов. "Представьте, что мобильный телефон - ваш автомобиль".