Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

По минному полю

ПО МИННОМУ ПОЛЮ
Полная версия

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ

ПО МИННОМУ ПОЛЮ

ТАК ЛИ НАДЕЖНЫ БЕСКАМЕРНЫЕ ШИНЫ?

ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ИВАНОВ

Та "Волга" вылетела с дороги, но экипажу повезло - не перевернулись, не встретились с деревом... Мелкие вмятины не в счет. Водитель "в трансе" - ничего объяснить не может, только повторяет, что машина сама ушла с дороги. Так оно и было: правое переднее колесо разбортовалось, шина безвольно висела на ободе. Пригляделись - обод глубоко вмят... Что же произошло?

ПРОКОЛ СПЕРЕДИ, ПРОКОЛ СЗАДИ

Если кто-то вам толкует о "безопасности" бескамерных колес, то знайте - это миф. Когда бы проблема решалась так просто, то стали бы ведущие мировые автопроизводители тратить на это столько средств? Большинство же автомобилей, сходящих с конвейеров, по-прежнему оснащается привычными всем пневматическими шинами - ныне, как правило, бескамерными. А сжатый в шинах воздух так и ищет лазейку... И при определенных условиях "испаряется" мгновенно.

Почему же часть автовладельцев считает бескамерные шины безопасными? У них два довода. Первый: если проколовший шину гвоздь остался в ней, то воздух выходит через отверстие прокола - и больше нигде. А поскольку у бескамерной шины внутри тонкий упругий слой герметизирующей резины, плотно охватывающей гвоздь, утечка воздуха идет очень медленно. Во многих случаях это позволяет продолжать движение, лишь изредка останавливаясь для подкачки шины.

Второй довод - конструктивная особенность обода бескамерного колеса, на полках которого кольцевые выступы - хампы, улучшающие уплотнение бортов. Полагают, что они панацея от самопроизвольной разбортовки спустившего колеса. На самом деле хампы ее все же не исключают, хотя и снижают вероятность такой беды.

Что же это дает с позиций безопасности? Если проколото заднее колесо, то... почти ничего. Разве что снижается риск "изжевать" шину, когда вовремя не заметишь, что она проколота. Тут все ясно: если в одном случае шина полностью спустит за час, а в другом - за минуту, то больше шансов похоронить вторую - то есть камерную.

На устойчивость и управляемость машины более всего влияют передние колеса. В нашем примере автомобиль с камерной шиной в течение минуты будет все сильнее тащить в сторону. Когда она полностью потеряет воздух, да еще и разбортуется, справиться с управлением сможет далеко не каждый. В интересах водителя как можно раньше почувствовать прокол переднего колеса.

К счастью, случается это довольно редко (бывает, скажем, при наезде на доску с гвоздями), но если все же произойдет - с бескамерной шиной времени на принятие решения гораздо больше и, естественно, больше шансов благополучно остановиться.

Несравненно чаще мы прокалываем задние шины. Существует даже некая "теория": переднее колесо, наехав на лежащий гвоздь, подбрасывает его - и тот, кувыркаясь, попадает под заднее. Понятно, что попадает далеко не каждый, тем не менее раньше или позже свой гвоздь шина находит.

УДАР УДАРУ РОЗНЬ

А теперь обратимся к наиболее типичным повреждениям от контакта покрышек с острыми краями естественных и рукотворных выбоин на дорогах, ям на обочинах.

С тех пор как и в России появились бескамерные шины, любому мало-мальски опытному автомобилисту известно - именно колдобин и нужно более всего опасаться. Почему?

У бескамерного колеса своя ахиллесова пята - целостность его определяется не только состоянием шины, но и обода. Любая глубокая вмятина на полке обода - это то место, где борт шины прилегает слабо или вообще не прилегает. Воздух здесь "убежит" почти мгновенно. Сталкиваемся с этим, когда на машине обычные, штампованные из мягкой стали диски. Погнуть их несложно. Модные легкосплавные пожестче, но силу удара трудно предсказать - порой гнет и эти. К тому же "литье" иногда очень коварно: диск при ударе может треснуть. И тогда быстрая потеря воздуха неминуема.

Переднее колесо упомянутой выше "Волги" именно так и погнулось: ехавший сзади водитель видел, как вспыхнули у нее стоп-сигналы, и на тормозах машина влетела в глубокую выбоину. Затем последовал полет в кусты за обочиной. Кстати, въезжать в яму на заторможенной машине не должен даже "чайник". Особенно сильно пострадают именно передние колеса, нагруженные инерцией машины...

Тут-то невольно вспомнишь камерную шину! Конечно, удар удару рознь. Бывает, при аварии и камеры рвутся. Но лихачи, "загибавшие" немало колес, подчас и на "квадратных" ездили довольно успешно.

ТУТ ТОЖЕ НЕ ЗЕВАЙ!

Внезапно потерять контроль над машиной можно и в других случаях. Чаще всего, если колесо сильно порезано осколками бутылки, острой железякой и т. п. Воздух уходит так быстро, что наличие или отсутствие камеры не имеет значения. Сразу после повреждения переднего колеса машину резко бросит в сторону: спустившая шина тормозит, как якорь. Удержится ли она при этом на ободе, помогут ли хампы - дело десятое: тут бы собственную жизнь да пассажиров сохранить, ведь машину может выбросить куда угодно. Если колесо мгновенно спустило, спорить о том, с остатками какого приятнее "приземлиться" за обочиной - камерного или бескамерного, - бессмысленно.

Для такого случая дать рекомендации трудно. От возможности наехать на бутылку, которую только что ваш коллега-автолюбитель выбросил (или "заботливо" выставил в среднем ряду), даже на лучших наших дорогах никто не застрахован. А уж на всяких второстепенных - тем более. Даже самый наивный из нас вряд ли может полагаться на дорожные службы: они, мол, уберут, подметут... Одна надежда - на собственную внимательность.

С КАМЕРОЙ НАДЕЖНЕЕ

Так какую же конструкцию признать более надежной? С учетом стойких особенностей наших дорог - все же камерную. Тогда что же побуждает автопроизводителей комплектовать конвейерные автомобили бескамерными? В пользу их - в основном экономические доводы. Материалоемкость шины меньше, она дешевле, что особенно важно для автозавода, к тому же на собственное качение тратит меньше энергии - возрастают скоростные и динамические качества автомобиля, снижается расход топлива. А это в цене уже и у нас, автомобилистов. Поэтому мы ни в коем случае никого не призываем немедленно покупать камеры. В конце концов, наши дороги легко могут прикончить любые колеса - но езда по ямам, выбоинам требует повышенного внимания от владельца бескамерных. Будьте осторожней!

Подпишитесь на «За рулем» в

01.10.2002
Поделиться: