Лесовозы MAN TGS: кто в лес?
Оказывается, нынешний кризис практически не затронул лесопромышленный комплекс России. На древесину сохраняется устойчивый внутренний спрос, к тому же она хорошо идет на экспорт. В промышленных масштабах деревья уже давно валят не бензопилой, а многофункциональными лесными комбайнами – харвестерами и вывозят преимущественно на грузовиках-иномарках. Конечно, самые известные лесовозные сцепки – скандинавские, длиной 25,25 метра и полной массой 60 тонн. Scania и Volvo – настоящие лесные трудяги. А еще – финская Sisu. Именно их первоначально закупали наши перевозчики в европейской части страны, но позже обратили свои взоры и на автомобили Mercedes-Benz и MAN.
Лес – наше богатство
У грузовиков‑лесовозов жизнь медом не намазана, хотя, как говорят, в лесах пчел предостаточно. Если нет весового контроля, грузят сколько влезет. Четырехметровое ограничение по высоте соблюдают, но российский максимум длины автопоезда – 20 метров – могут и превысить; для этого получают разрешение на перевозку негабаритного груза.
Древесину теперь редко вывозят на прицепах-роспусках в хлыстах – преимущественно ее раскряжевывают на делянке и потом везут сортиментовозами. Иногда это более 65 кубов! С зимней древесиной (около 700 кг/м³) получается 45 тонн груза плюс снаряженная масса автопоезда. Куб летней, с соком, может и тонну весить… Нормальная загрузка – шестиметровая пачка на тягач и такая же на прицеп. Или три четырехметровые пачки. Тогда полная масса автопоезда будет около 40–44 тонн – при трехосном тягаче и прицепе с тремя-четырьмя осями весовой контроль проходят.
Под свою делянку
MAN TGS
MAN TGS
По конструкции рамы и подвески лесовозный тягач – тот же самосвал. Но у лесовозов длиннее колесная база – такова специфика груза. А еще нужно место под гидроманипулятор. Поэтому и рама должна быть прочнее самосвальной. Между тем на машинах MAN TGS не применяется «лонжерон в лонжероне», но есть локальные усилители. Для уверенной езды по колдобинам зимников лесовоз должен иметь особую подвеску. На TGS сочетаются легкие трехлистовые параболические рессоры спереди и толстый пакет полуэллиптических рессор балансира. Задние мосты – 13‑тонные. Ступицы балансира работают на мощных сайлент-блоках. На TGS 6×4 передний мост – со спрямленной балкой, выдерживает девять тонн. Если передний мост ведущий, он тоже девятитонный.
Предпочтительнее барабанные тормоза – они лучше защищены от грязи. Из-за особенностей эксплуатации перевозчики хотят энергоаккумуляторы и на передних осях, а не только на задней тележке.
Для передней оси оптимальны широкие полуприцепные шины 385/65 R22,5: они меньше «режут» зимнюю дорогу, не набивают глубокую колею. Впрочем, лесовозных дорог вовсе без колеи не бывает.
Не снижая мощности
MAN TGS
По отделке интерьера TGS стал еще ближе к хорошему легковому автомобилю: декоративные элементы из матового алюминия и хрома, добротный пластик. MAN первым спрямил переднюю панель, – и в кабине прибавилось места. Сиденье водителя – известной фирмы Isringhausen. Оно на пневмоподвеске, а вот пассажирское по-бюджетному привинчено к полу. За доплату водительское сиденье снабдят даже вентиляцией.
MAN TGS
По отделке интерьера TGS стал еще ближе к хорошему легковому автомобилю: декоративные элементы из матового алюминия и хрома, добротный пластик. MAN первым спрямил переднюю панель, – и в кабине прибавилось места. Сиденье водителя – известной фирмы Isringhausen. Оно на пневмоподвеске, а вот пассажирское по-бюджетному привинчено к полу. За доплату водительское сиденье снабдят даже вентиляцией.Под такую полную массу и условия эксплуатации нужен мотор сил на пятьсот – чтобы работал без надрыва. Поэтому на TGS ставят 12,4‑литровый дизель D2676 (480 л.с.). Нормы Евро‑4 потребовали применения технологии SCR с AdBlue – с ней мотор менее чувствителен к сернистой солярке. Важно, что при отсутствии раствора мочевины в баке крутящий момент и мощность не снижаются.
А еще нужна надежная коробка. На TGS работает 16‑ступенчатая ZF Ecosplit 16S252ОD с повышающей передачей, тросовым управлением и хорошим запасом по крутящему моменту (рассчитана на 2500 Н·м, а фактически выдерживает больше). Пневмоусилитель Servoshift снижает усилие на рычаге при переключениях. Демультипликатором и делителем заведуют две пневматические клавиши на рычаге.
Можно заказать робот TipMatic – фактически это 12‑ступенчатая коробка ZF AS Tronic с другими именем.
Лесовоз MAN TGS 6×6 дополнен раздаткой с понижающим рядом – суммарно получается 32 передачи! Раздатки могут быть как с постоянно включенным полным приводом, так и с отключаемым. Есть дифференциал с возможностью блокировки. Карданные валы рассчитаны на увеличенный крутящий момент. Ведущие мосты – с разнесенной главной передачей, со ступичными планетарными редукторами.
Почем?
MAN TGS
Если в баке закончится жидкость AdBlue, мотор не потеряет мощности и момента.
MAN TGS
Если в баке закончится жидкость AdBlue, мотор не потеряет мощности и момента.Лесовозные надстройки отнюдь не дешевые. Хороший гидроманипулятор обойдется в 30–40 тысяч евро, импортная платформа с кониками и передней стенкой (только для автомобиля) – это еще 30–40 тысяч евро, за лесовозный прицеп придется отдать от 40 до 70 тысяч. А цена собственно шасси MAN TGS – от 110 тысяч евро с НДС. Дорого, но овчинка стоит выделки.
Фото: Александр Батыру.