Китайская головоломка: почему «китаемобили» перестали быть дешевыми?
Китайские автомобили, в свое время покорившие россиян своей дешевизной, сегодня стоят чуть ли не дороже корейских и европейских конкурентов. Виной тому – растущие убытки от падения спроса, отсутствие господдержки, а также низкая локализация местной сборки, если она вообще есть. Несмотря на это автопроизводители из Поднебесной не отказываются от российского рынка и продолжают выводить новые модели – по еще более высоким ценам.
Полная версия«Китайцы» рвутся в бой
Последние несколько лет китайские автомобили сдавали позиции в России, однако в начале 2016-го неожиданно совершили прорыв. В январе-феврале все без исключения автопроизводители из Поднебесной показали рост продаж на падающем российском рынке. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, за два первых месяца 2016 года реализация «китаемобилей» в нашей стране выросла на 6,2% – до 4,9 тыс. единиц, в результате их доля достигла 2,5% против 1,9% годом ранее. Впрочем, в лучшем для китайского автопрома 2013 году этот показатель составлял 3,7%.По словам директора по продажам «Хайма Автомобили Рус» Александра Баранова, увеличение доли китайских автопроизводителей в этом году обусловлено, прежде всего, низкой базой прошлого года. «В тот период многие, в том числе и китайские, автопроизводители сильно подняли цены – и продажи встали. Сейчас же ценовая политика более соответствует конъюнктуре рынка. В дополнение к этому с декабря 2015-го по февраль нынешнего года проводились специальные акции по поддержке продаж», – комментирует он.
В свою очередь, директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников считает, что сегодня нет оснований говорить о долгосрочной тенденции к росту продаж китайских брендов. «Их основные производственные издержки формируются не в рублях, поэтому им сложно сдерживать цены на фоне девальвации. Китайские бренды фактически остались за бортом программ господдержки, а спрос на автомобили в бюджетном сегменте сейчас неустойчив. Все эти факторы играют против них», – рассуждает он.
Рост на антирекордах
Лидером китайского сегмента шестой год подряд остается Lifan, увеличивший реализацию на 54% – до 2,3 тыс. машин в январе-феврале 2016 года. Стоит при этом отметить, что кроссоверы Lifan Х60 и Х50 являются бестселлерами не только в модельном ряду марки, но и среди всех китайских автомобилей в целом. Как отмечает директор по маркетингу «Лифан Моторс Рус» Александр Штода, причины резкого взлета продаж Lifan можно увидеть невооруженным взглядом, сравнив текущие цены на новые автомобили марки с конкурентами. «За последние 1,5 года рост цен на новые автомобили у наших коллег по цеху был существенно выше, чем наш. Когда разница в цене между китайскими и корейскими производителями составляет всего 20-30%, то выбор отдается в пользу более именитых брендов. Если разница достигает 70-100%, то выбор уже становится не настолько очевидным. Бесконечно держать цены на текущем уровне мы не сможем, поэтому в течение этого года ситуация должна выровняться», – предупреждает он.Компания Geely, которая в некоторые месяцы прошлого года становилась №1 среди китайских брендов в России, в январе-феврале 2016 года на втором месте с показателем 1,2 тыс. машин (+6%). Львиную долю продаж марки по-прежнему занимает Emgrand EC7 – самый популярный китайский седан в нашей стране. Замыкает тройку лидеров в китайском сегменте Chery, чей результат составил 720 автомобилей (+14%), более 70% из которых – кроссоверы Tiggo FL и Tiggo 5, успешно продающиеся параллельно.
Наибольший рост продаж среди китайских брендов показывает DFM, хотя объем его реализации по итогам двух месяцев 2016 года остается невеликим – 220 автомобилей против 85 машин годом ранее. Локомотивом продаж марки является кроссовер Н30 Cross, набирающий все большую популярность среди российских покупателей. Как считает глава «Дунфэн Мотор Рус» Ван Пэн, увеличение доли на рынке – закономерный результат двухлетнего присутствия DFM в России и целенаправленной работы по продвижению бренда и развитию дилерской сети. «Тем более что цены по сравнению с конкурентами нам пока удается удерживать на приемлемом уровне. Убеждены, что положительная тенденция продаж будет сохранена, в том числе и благодаря расширению модельного ряда в 2016 году», – заявил он «За рулем.РФ».
Распродажи под китайский Новый год
Между тем уже в ближайшее время китайский сегмент может захлестнуть волна повышения цен, ведь до сих пор дилеры, в основном, распродавали машины 2015-го, а то и 2014 года выпуска по старым ценникам. Кстати, во многом именно этим объясняется рост продаж «китаемобилей» в начале года. Однако с 2016 года все новые автомобили на российском рынке должны соответствовать экологическому стандарту Евро-5, а утилизационный сбор для них повышен на 65%, поэтому цены на китайские машины 2016 модельного года могут быть уже не столь привлекательны для покупателей. Автомобили из новых поставок неизбежно будут дороже, предупреждают в представительствах китайских автопроизводителей, однако обещают предложить на них конкурентные цены. Несмотря на то, что дистрибьюторы китайских машин уже давно торгуют себе в убыток, в большинстве случаев их дотируют головные компании, хотя резервов для сдерживания цен остается все меньше.Динамика продаж китайских автомобилей в России в 2008-2015 гг.
Марка
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Lifan
4755
2673
7700
17 910
20 544
27 467
23 619
15 131
Geely
3780
7681
1944
6060
17 566
27 263
18 828
11 617
Chery
15 728
4914
8909
7278
19 127
19 855
18 139
4964
Great Wall
8324
2490
3637
6777
14 373
19 954
15 005
3181
DFM
1365
Brilliance
955
1202
Changan
1144
734
Haima
3114
591
401
1009
391
BAW
1845
1494
1082
329
JAC
424
152
FAW
560
4838
2164
100
Foton
141
6
63
19
BYD
5341
1001
574
2007
2630
106
5
Vortex
1066
5922
10 100
12 103
5953
1005
Всего
38 994
24 681
32 864
55 249
83 330
102 389
82 437
39 185
Рыночная доля
1,3%
1,7%
1,7%
2,1%
2,8%
3,7%
3,3%
2,4%
Данные АЕБ
У дилеров Lifan новых автомобилей прошлых лет производства осталось лишь несколько сотен, а машины 2016 года появились в продаже еще в январе. Как считает Александр Штода, разница в цене не настолько велика (от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, в зависимости от модели и комплектации), чтобы специально искать прошлогодние автомобили. «По сдерживанию цен о резервах говорить не приходится, так как у нас они уже давно закончились. Все убытки, которые несет дистрибьютор, покрывает головная компания. Пока Lifan Motors поддерживает российский офис, беспокоиться не о чем. Но давление постепенно усиливается, и повышения цен не избежать. До конца текущего полугодия должен наступить момент истины, и мы определимся с дальнейшей товарной и ценовой политикой в России, где на нас влияет курс рубля», – говорит Александр Штода.
Подходят к концу остатки прошлогодних машин и у дилеров DFM, причем седана S30 нет совсем, а кроссовер Н30 Cross практически распродан. Автомобили 2016 года поступят в продажу во второй половине апреля уже по новым ценам. По словам Ван Пэна, в связи с тем что поставок S30 больше не будет, а модель А30, которая пришла ей на замену, все еще проходит сертификацию, в количественном выражении продажи марки могут снизиться, но только из-за того, что вместо двух моделей фактически в продаже останется только одна – Н30 Cross.
В салонах Brilliance еще можно найти автомобили, выпущенные в 2014 и 2015 гг., – в компании «Бриллианс Мотор» рассчитывают распродать их в ближайшие 2-3 месяца. При этом стоимость седана Brilliance Н530 не менялась уже более полугода, а изменение цен на кроссовер V5 с начала 2016 года составляет не более 2% в квартал.
Компания Haval начала поставки автомобилей 2016 года в конце февраля, хотя небольшое количество прошлогодних машин еще остается на складе, сообщил заместитель гендиректора «Хавейл Мотор Рус» Михаил Роткин.
А вот дилеры Haima, которые распродали практически все складские запасы, в ближайшее время не смогут предложить покупателям новые автомобили. По словам Александра Баранова, когда начнутся продажи машин 2016 года, еще не определено, поскольку компания из чисто экономических соображений старается произвести поставку на наиболее низких курсовых значениях. «Пока следим за ситуацией. Цена вырастет, разумеется, но определяться будет, прежде всего, конъюнктурой рынка», – сказал он.