Гонка за деньгами: какие автомобили в России самые прибыльные?
Хёндай Солярис
Хёндай Солярис
Solaris сделал кассу
Самый популярный в России «иностранец» Hyundai Solaris по итогам 2015 года смог стать лидером по объему выручки на российском авторынке, обогнав более массовую Lada Granta. Так, 115,9 тыс. проданных в прошлом году автомобилей Solaris при средневзвешенной цене в 648,6 тыс. рублей принесли компании Hyundai 75,1 млрд рублей выручки, подсчитали в агентстве «Автостат».
На втором месте по этому показателю идет Kia Rio – при сопоставимой средней цене (649,9 тыс. рублей), но меньшем объеме продаж (97,1 тыс. машин) на этой модели автопроизводитель заработал 63,1 млрд рублей.
Таким образом, Lada Granta, самая продаваемая модель 2015 года, по объему выручки оказалась лишь третьей с результатом 52,8 млрд рублей. Несмотря на то, что продажи вазовского бестселлера в прошлом году остались вне досягаемости для конкурентов (120,2 тыс. машин), ценник на Lada Granta в среднем на 200 тыс. рублей меньше, чем у «корейцев», – 439 тыс. рублей. Кстати, Granta – единственная модель АВТОВАЗа, которая вошла в рейтинг 20 автомобилей-лидеров по выручке за 2015 год.
С полной версией списка «Топ-20 моделей-лидеров по выручке в 2015 г.» можно ознакомиться здесь.
По словам коммерческого директора ГК «АвтоСпецЦентр» Александра Зиновьева, Hyundai Solaris и Kia Rio вышли в прошлом году на первое место по объему выручки за счет более высокой и увеличенного объема продаж. Lada Granta уступила лидерам в силу более низкой цены. «Автомобили марки Lada наиболее популярны по госпрограммам поддержки авторынка, соответственно, могут продаваться с дисконтом по той же программе утилизации и трейд-ин», – констатирует генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.
Стоит отметить, что такие бестселлеры, как Volkswagen Polo и Renault Logan, которые в рейтинге продаж 2015 года заняли 4-е и 6-е места соответственно, по объему выручки показали лишь 10-й и 19-й результаты. Так, реализация 45,4 тыс. седанов Polo принесла 28,4 млрд рублей выручки в прошлом году, а Logan, разошедшийся тиражом 41,3 тыс. экземпляров, – 22,1 млрд рублей. Как говорит эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев, несмотря на то, что Volkswagen Polo находится примерно в одном ценовом диапазоне с Hyundai Solaris и Kia Rio, его продажи оказались более чем в 2 раза меньше. А Renault Logan в среднем на 115 тыс. дешевле «корейцев», поэтому выручка от реализации этой модели оказалась еще меньше. К тому же, в отличие от иномарочных лидеров, спрос на Volkswagen Polo и Renault Logan в прошлом году значительно упал – на 23% и 42% соответственно, добавляет Александр Зиновьев.
Вседорожники набивают себе цену
Большинство моделей в рейтинге по объему выручки на российском авторынке относятся к сегменту SUV, при этом более высокие позиции занимают дорогие вседорожники. Так, больше всего выручки от продаж приносят Toyota Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado – 45,4 млрд и 43,2 млрд рублей. Чуть меньший результат у Toyota RAV4 – 43,1 млрд рублей, а бестселлер среди вседорожников Renault Duster в 2015 году обеспечил доход в 35,2 млрд рублей. Показательно, что такие лидеры сегмента SUV, как Lada 4x4 и Chevrolet Niva, в топ-20 моделей по объему выручки даже не вошли. Зато в рейтинге присутствуют Range Rover, BMW X5 и Lexus NX 200, чья реализация измеряется вовсе не десятками тысяч.
Топ-25 марок легковых автомобилей по выручке в 2015 г. вы найдете по ссылке.
«Кроссоверы и вседорожники остаются одними из самых востребованных автомобилей у россиян. А более высокие позиции в рейтинге по объему выручки кроссоверам Toyota, BMW и других марок, расположенных преимущественно в верхнем ценовом сегменте, обеспечила более высокая цена этих автомобилей. В количественном выражении конкуренцию Lada 4x4 и Chevrolet Niva в 2015 году может составить только Toyota RAV4», – комментирует финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич.
Сегодня на «внедорожный» сегмент приходится около 40% российского авторынка, что по объему выручки за 2015 год составляет 730,1 млрд рублей, тогда как совокупная выручка сегментов автомобилей С- и В-класса вдвое меньше – 341,7 млрд рублей, говорит Александр Зиновьев. «Наибольшая часть российского рынка ориентирована на машины с повышенной проходимостью. Немаловажную роль играет и качество вседорожников и кроссоверов, которое было высоко оценено конечным потребителем, что определяет также и стоимость автомобилей», – отмечает он.
АВТОВАЗ теряет в доходах
Что касается марочной структуры, то лидером по объему выручки на российском авторынке остается Toyota, которая в 2015 году «заработала» в нашей стране 199,4 млрд рублей. Чуть меньший результат у Mercedes-Benz – 186,1 млрд рублей. Далее следуют корейские марки Kia (146 млрд руб.) и Hyundai (135,2 млрд руб.). Таким образом, Lada, которая остается безусловным лидером по объему продаж, опустилась на пятое место по доходности с показателем 126,1 млрд рублей.
Как считает Михаил Чаплыгин, лидерство Toyota логично: эта марка в прошлом году заняла 5-е место по объему продаж автомобилей в России, пропустив вперед такие массовые бренды, как Lada, Kia, Hyundai и Renault. При этом Toyota обладает небольшим количеством локализованных моделей, а те, что производились в России, имеют стоимость от 1 млн рублей. Все это обеспечивает японской марке наибольший объем выручки по сравнению с теми брендами, у которых более широкий локализованный модельный ряд. «Низкий уровень локализации означает то, что стоимость машин в период падения национальной валюты будет расти более быстрыми темпами, чем у автомобилей с большей долей отечественных комплектующих. В линейке Hyundai и Kia есть не только массовые модели, которые все равно дороже продукции АВТОВАЗа, но и кроссоверы, и бизнес-седаны. Все это дает приличный объем выручки», – говорит эксперт.
Учитывая занимаемую нишу автомобильного рынка, АВТОВАЗ в прошлом году не смог поднять ценник выше 16%, иначе это нанесло бы большой удар по спросу, основанному, главным образом, на ценообразовании марки Lada, отмечает Александр Зиновьев. «АВТОВАЗ работает в эконом-сегменте и не располагает возможностью предложить потребителю более дорогие комплектации моделей и за счет этого увеличивать свою выручку, – рассуждает он. – Лидеры по объему выручки на российском рынке, напротив, вывели на рынок более дорогие модели и комплектации, что позволило им, с учетом общего повышения цен, выйти по выручке в плюс. Toyota возглавляет список по объему продаж автомобилей со средневзвешенной ценой более 2 млн рублей, что позволило удержать безусловное лидерство среди конкурентов».