Кому принадлежит рынок такси?
Того такси, которое мы помним по старым добрым фильмам, больше нет. Традиционные таксомоторные парки советских времен ушли в небытие. Компаний с большим числом машин и штатных водителей, ежедневно проходящих предрейсовый медосмотр, фактически не осталось. – это фирмочки с минимальным количеством автомобилей (их сдают в аренду частникам) либо индивидуальные предприниматели, самостоятельно получившие лицензию для работы таксистом. И вот почему.
Сначала рынок захватили бомбилы. Таксопарки забили тревогу – конкурировать с нелегалами оказалось сложно, и государство начало наводить порядок. Постоянные рейды транспортной инспекции с ГИБДД, серьезные штрафы, обязательное лицензирование и другие ограничения, призванные защитить законных таксистов, серьезных результатов не принесли. Нелегалов хоть и стало меньше, но они и сейчас чувствуют себя вольготно, ведь им на помощь пришли так называемые агрегаторы услуг.
Это компании, которые юридически не имеют отношения к такси, но фактически владеют рынком. Агрегаторы предоставляют информационные услуги по поиску клиентов, а таксопарки платят ежемесячную комиссию за программное обеспечение и проценты от каждого заказа (как правило 10–18%). Так работают, к примеру, компании Яндекс.Такси и GetTaxi. Стоимость поездки определяет не таксист, а агрегатор. Задача посредника – сделать поездку как можно дешевле для потребителя, чтобы конкурировать с остальными участниками рынка. С учетом оплаты работы водителя, расходов на содержание автомобилей и уплаты налогов компании-такси получают с каждой поездки копейки. Но от интернет-посредников не отказываются, ведь именно они поставляют клиентов.
Потенциальным пассажирам автомобилей с шашечками, разборки таксистов по большому счету неинтересны. Главное, чтобы поездка на такси была недорогой, удобной и безопасной. С последним дела обстоят не очень. Даже водители легальных такси становятся виновниками ДТП. По данным ГИБДД, только в январе этого года в 114 авариях (по вине таксистов) погибло семь человек и 144 – ранено. Сколько пострадало в ДТП, где виновниками были водители-нелегалы, неизвестно. Ведь свою принадлежность к серому рынку такси они не обнаруживают. А таких нелегалов становится всё больше.
К примеру, водителем такси Uber может стать любой человек. Как пояснил представитель общественного движения Taxi 2018 Станислав Швагерус, 90% водителей компании Uber не имеют лицензии и являются нелегалами. Кроме этого, по информации эксперта, в своей работе Uber использует схему, позволяющую уходить от уплаты налогов. Чтобы воспользоваться сервисом, нужно установить приложение и привязать к нему банковскую карту. Оплата – только безналичным способом. Деньги за поездку зачисляются на счет фирмы, а водитель получает от нее определенную сумму. Компания зарегистрирована в Нидерландах, и на счета банков этой страны напрямую уходят все деньги. Тогда как по закону иностранная компания, занимающаяся предпринимательской деятельностью на территории РФ, обязана платить налоги, как и остальные участники рынка. Как пояснил Швагерус, только в Москве за период с 2013 года по настоящее время ущерб в виде неуплаченных налогов составил не менее 744 млн руб. Понятно, что такие схемы работы, когда не нужно платить налоги и содержать свой парк автомобилей, позволяют устанавливать настолько низкие цены на перевозку пассажиров, что остальным участникам рынка конкурировать просто не под силу.
Любой агрегатор по факту не является службой такси – это лишь информационный посредник. Но очевидно, что и к прежней схеме из советских времен мы уже не вернемся. Откровенно говоря, и не хочется – не забыли еще, каково ловить такси часами и платить «два счетчика»? Мы уже привыкли к подаче автомобиля в строго назначенное время и в любое удобное место. И нас устраивает стоимость поездки, которая существенно снизилась, – такси стало доступным многим. Единственное, что смущает, – это безопасность. Ведь сегодня за рулем такси сидят, как правило, непрофессиональные водители без лицензии, да еще и вынужденные работать сутки напролет. Сам ехал с таксистом, который засыпал за рулем. Прежний принцип «вам шашечки или ехать?» тоже надо изживать.
Для этого нужно создать информационную систему, аккумулирующую данные от всех агрегаторов и диспетчерских служб. Чтобы таксист не мог находиться за рулем больше 8–10 часов в сутки. Необходимо запретить агрегаторам работать с частниками, не имеющими лицензию на работу такси. И изменить принцип выдачи этих лицензий – их нужно оформлять не на автомобили с шашечками (как сейчас), а на конкретных водителей. Тарифы от таких перемен если и поднимутся, то незначительно, а потенциальная опасность для пассажиров такси снизится. Что нам с вами и нужно.
Фото: «За рулем»