Проверь свои знания о сцеплении
сцепление
Помимо игровой, соревновательной составляющей в задачах «Конкурса знатоков» и развернутых ответах на них мы напоминаем нашим читателям о законах физики, химии и даже математики.
Задачи практически обо всех системах автомобиля без лишних научных выкладок показывают влияние основных законов мироздания на нашу с вами любимую тему.
Ну а теперь – внимание, задача!
Логан против Кобальта
Мы подслушали такой разговор: «Ну как, сдала твоя Маша вождение? На Гранте, как и моя Катя? Ну и умница. Впрочем, ей повезло, ведь ты ее учил на своем Логане. А вот мою Катю Гранта подвела: инспектор придрался к тому, что она слишком резко работала сцеплением. Не буду же объяснять ему, что дочь привыкла к нашему Кобальту, а Гранта для нее – уже не то».
Чем же плохи Гранта и Логан в сравнении с Кобальтом, уважаемые знатоки?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 мая 2016 года по e‑mail: exp@zr.ru, указав ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. Итоги конкурса будут подведены в журнале «За рулем» №7 и на нашем сайте.
Мы обязуемся прочитать все ваши сообщения по теме конкурса, а вот призом будет отмечено не просто правильное, но и наиболее полное решение конкурсной задачи с развернутым ответом.
Одна просьба: при обсуждении в комментариях не подсказывайте ответы, это не в ваших интересах.
Для наглядности и в качестве примера – вопрос «Конкурса знатоков» из январского номера журнала «За рулем» и ответы с комментариями экспертов, опубликованные в апрельском ЗР под заголовком «Пиррова победа».
Поспорили двое на бутылку коньяка: чья машина на первой передаче достигнет большей скорости? Один стартовал на Приоре, забыв про ее ограничитель оборотов, – и проиграл. А второй на старой «шахе» перевалил за 90 км/ч! Правда, потом двигатель захандрил. Хозяину пришлось заняться ремонтом. Как вы думаете, что произошло?
Частенько из двух спорщиков один – мошенник, другой – простак! Двое поспорили на коньяк, какая машина достигнет большей скорости на первой передаче – . Владелец забыл, что электроника не позволит коленвалу вращаться быстрее 6500 об/мин, и проиграл. А мошенник в «шестерке» гонку выиграл, разогнавшись аж до 90 км/ч, ведь у карбюраторного мотора ограничителя нет. Правда, после этого ремонтировал двигатель. Что же случилось?
Знатоки сходятся во мнении, что «при выходе на слишком большие обороты поршень начинает догонять не успевающий закрыться клапан. Клапан гнется, компрессия пропадает, цилиндр перестает работать, двигатель трясет».
Некоторые, не желая лезть в глубины механики, встретили задачу в штыки: «Не верю, чтобы моя Приора могла отстать от жалкой «шахи». Впрыск – это не карбюратор». Они явно забыли, что замена карбюратора мудреным впрыском топлива была продиктована лишь экологическими требованиями. Мощность при этом дело десятое, максимальную порой даже ограничивают. А в нашем случае электроника ограничивает и предельные обороты коленвала: в условии об этом четко сказано.
Что же касается перекрученной по оборотам «шестерки», знатоки напоминают следующее: «Открывается клапан под действием жесткого рычага – рокера, который одним концом опирается на торец клапана, другим – на регулировочный болт, а профилированной частью скользит по кулачку распредвала. При воздействии кулачка на рычаг он наклоняется относительно болта – и, дополнительно сжав возвратные пружины клапана, открывает его. При дальнейшем движении кулачок поворачивается к рабочей части рычага тыльной (круглой) стороной – и между ними появляется зазор, позволяющий клапану гарантированно закрыться. Естественно, под действием пружин».
Всё вроде бы надежно работает, но лишь при оборотах примерно до 7000 в минуту. Если они больше, скорость закрытия клапана становится недостаточной, ведь она определяется лишь силой пружин и суммарной массой всего, что они отжимают: клапана, пружин и их тарелки, рычага. В результате «при чрезмерных оборотах поршень, еще не достигнув ВМТ, начинает ударять по клапану – и тем сильнее, чем больше разность их скоростей. Эти удары приходятся не в центр клапана и легко его гнут». Пока изгиб клапана невелик, цилиндр сохраняет рабочую компрессию. Но с дальнейшей ее потерей отказывает.
Роман Дронский из Москвы (он признан победителем и получил награду от компании АВТОДЕН – экшн-камеру/видеорегистратор ParkCity GO 10 PRO), ссылаясь на богатый опыт работы с моделями ВАЗа, показал, что у классических двигателей при малых нагрузках (то есть на низшей передаче) частота вращения коленвала вполне может достичь 10 тысяч оборотов в минуту. Немало внимания победитель уделил также расчетам скорости «шестерки» в зависимости, например, от размерности шин или передаточных чисел трансмиссии. И это правильно, ведь машина за время производства не раз модернизировалась, причем не только автозаводом, но и народными умельцами. С учетом погрешности спидометр, даже исправный, действительно может показать «90» при реальной скорости 85 км/ч. Значит, лихой парень и впрямь выжал из двигателя все соки. За что и поплатился.
О нюансах работы привода газораспределительного механизма победитель поведал следующее. Не следует путать перегазовки двигателя на холостом ходу, когда приемистость сумасшедшая, с разгоном. Кстати, для клапанов «шестерки» перегазовки (без нагрузки) даже опаснее. Ведь при разгоне машины двигатель вынужден преодолевать силы сопротивления ее движению, поэтому обороты нарастают плавно. Начав догонять клапан, поршень сначала лишь слегка его касается, а не убивает одним ударом. Поршень «при первых ударах лишь сбивает нагар в точке контакта. Но если продолжать разгон, клапан начинает сгибаться. Мощность двигателя падает».
Победитель точно подметил: «Двигатель в таком состоянии фактически превращается для самого себя в одноразовый ограничитель оборотов». То есть крутиться быстрее не будет. Именно поэтому дело часто заканчивается лишь одним-двумя погнутыми клапанами, а не капитальным ремонтом мотора. Впрочем, постучим по деревяшке. Мало ли на что способны наши автолюбители.
Удачи в конкурсе!