Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

ОСАГО: ремонт капитальный или косметический?

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) предлагают внести правку в Закон об ОСАГО. Согласно предложениям союза, основным средством страхового возмещения станет ремонт автомобиля на СТО. Кому от этого легче?
Полная версия

Союзный договор

В РСА пытаются найти средство против скупщиков долгов. Речь идет о так называемых автоюристах. Это не те, кто за определенное вознаграждение помогает пострадавшим отстоять свои права. В отношении таких юристов и адвокатов РСА против ничего не имеет. Речь идет о том, чтобы ликвидировать фирмы, выкупающие у пострадавших право требования страховой выплаты. Ведь у таких фирм главная задача — не помочь пострадавшему, а набить собственные карманы.

Вот и появился у союза ряд предложений, которые должны свести на нет деятельность лжезащитников.

Суть нововведений следующая. Основным видом выплаты страхового возмещения станет выдача направления на ремонт. Предполагается, что это в разы сократит число случаев незаконного обогащения. Ведь смысл обязательного страхования — восстановить поврежденное транспортное средство. При этом страховщики понимают, что не везде возможно организовать ремонт. Страна у нас большая, есть такие районы, где вообще нет автосервисов.

Для решения подобных проблем в поправках установлено понятие «доступность СТО». Если населенный пункт большой (500 тысяч и более человек населения), то расстояние до автосервиса не должно превышать 10 км, если меньше 500 тысяч — не более 200 км.

Примерно такие же условия действуют у большинства страховщиков по добровольным видам страхования. Для новых автомобилей (до 3 лет) предусмотрен ремонт на дилерских станциях. Причем износ в этом случае учитываться не будет! Понятно, что пострадавшим станет попросту невыгодно за бесценок переуступать право требования выплаты посредникам. Проще получить направление на ремонт и восстановить автомобиль.

Хотя у многих автовладельцев есть опасения, что автосервисы будут предлагать услуги сомнительного качества, это не в интересах страховщиков. Ведь ответственность за ремонт будет лежать не на сервисменах, а на страховых компаниях — они ведь выбирали СТО. Поэтому потребитель требования из-за некачественного ремонта будет предъявлять именно страховщику. А это опять компенсации, неустойки и штрафы. Так что к выбору СТО страховщики будут подходить весьма осторожно.

В тех же случаях, когда организовать ремонт невозможно, выплата будет происходить по старинке — деньгами.

В предложениях РСА установлена обязанность пострадавшего представить автомобиль на осмотр страховщику. Срок, в течение которого страховщик организует осмотр автомобиля, предлагают увеличить с 5 до 10 дней. Это связано с тем, что не везде есть возможность организовать экспертизу оперативно. Провести независимую оценку можно будет только в том случае, если страховщик не организовал осмотр в отведенное время. В этом же случае можно рассчитывать и на компенсацию оплаты работы независимого эксперта. В общем, любая самодеятельность пострадавших будет пресекаться страховщиками. С другой стороны, если сервис по ремонту будет отлажен на должном уровне, эта услуга будет востребована большинством автовладельцев.

Наш ответ РСА

А что же автовладельцы? Если посмотреть на сайт Российской общественной инициативы (РОИ), то можно убедиться в активности самих водителей. За последнее время от общественных движений и частных лиц поступило 66 предложений по изменению Закона об ОСАГО. Предлагаю вам топ-5 таких инициатив.

Напомню, что по условиям РОИ, если то или иное предложение наберет 100 тысяч голосов в течение года с момента публикации, то оно может попасть в качестве законопроекта, к примеру, в Госдуму. Свое обозрение построю от менее популярного к самому интересному, исходя из числа проголосовавших. При этом учтем лишь предложения с открытым голосованием. Сразу скажу, ни одно из предложений, поступивших от граждан, не преодолело необходимый порог. Самое популярное из тех, что находится в архиве РОИ, – предложение «отвязать» ОСАГО от автомобиля. По мнению автора предложения, договор страхования должен быть привязан к конкретному водителю. Предложение поддержали 20 242 человека. Понятно, что такого числа оказалось недостаточно для изменения закона.

5-е место

Предложение сделать все документы (паспорт, свидетельство о рождении и проч.), в том числе и полис ОСАГО, в одном формате – по размеру паспорта. Эту инициативу поддержало 1353 голоса, против — 52.

На мой взгляд, логично было бы вести речь о том, чтобы «прошивать» всю автомобильную информацию (ОСАГО, техосмотр, медсправка) в само водительское удостоверение. Вот это было бы удобно!

4-е место

Изымать у страховщиков прибыль, полученную от ОСАГО и других обязательных видов страхования, если выплаты составили меньше предусмотренных законом 80% от страховых сборов.

Эта инициатива, казалось бы, просто обречена на успех. Но нет: всего лишь 4-е место. За высказалось 1673 человека, против — 35. Поддержу автора лишь в том, что ОСАГО не должно приносить прибыль страховщикам. Это, по сути, социальный проект государства. В остальном у меня больше вопросов. Как посчитать эту самую прибыль по ОСАГО, если выплаты происходят по договорам в течение нескольких лет? Да и самый главный вопрос: куда и в пользу кого собирается автор инициативы эти самые излишки изымать?

3-е место

Заморозить тарифы ЖКХ, ОСАГО в 2016 году в связи с трудным экономическим положением граждан РФ.

За – 2762 голоса, против – 42. Тут автор скорее рассчитывал на заморозку тарифов ЖКХ. Ведь тарифы ОСАГО в этом году трогать никто не собирается. А учитывая остаток времени до конца года, впору внести новое предложение — не повышать тарифы лет эдак на десять вперед.

2-е место

Снизить стоимость полиса ОСАГО.

За – 4015 голосов, против – 97. Подобные предложения, как правило, пользуются большой популярностью у депутатов в канун выборов. Чего они только не обещают и не требуют! И пенсии каждый год индексировать, и зарплаты повысить. Но сразу после выборов все обещания забываются. Тут же предложение основано на данных о сборах страховыми компаниями денег по ОСАГО и произведенными выплатами. Никакого обоснования и расчетов автор не приводит.

1-е место

Реформировать ОСАГО для дисциплинированных и опытных водителей через пересмотр расчета коэффициента бонус-малус (КБМ).

За проголосовало — 4496, против - 48. Речь идет о пересмотре всей системы КБМ. Сейчас максимальная скидка для опытных и аккуратных водителей – 50%. Для этого нужно больше 10 лет не становиться виновником аварии. Стоит хоть раз ошибиться, коэффициент сразу же вырастет.

Само предложение заслуживает поддержки. Думаю, что большинство согласится с тем, чтобы максимальная скидка на полис ОСАГО для аккуратного водителя была больше, чем 50%.

Своими силами

В целом могу отметить, что реально продуктивных и обоснованных предложений на сайте Общественной инициативы по ОСАГО почти нет. А имеющиеся почему-то не пользуются популярностью. Поэтому предлагаю объединить усилия и предложить свой вариант улучшения ОСАГО. Самые популярные мы обработаем; если понадобится, привлечем независимых специалистов, дабы привести нужные расчеты и обоснования. И после этого направим депутатам.

Подпишитесь на «За рулем» в

Смирнов Сергей
08.06.2016
Фото: «За рулем»
Поделиться: