10 самых больших ошибок автоспорта
1. Запрет гонок в Швейцарии (1955)
Причиной стала самая трагическая авария за всю историю автоспорта, унесшая жизнь 83 зрителей, смотревших «24 часа Ле-Мана». Впечатленные этим власти Швейцарии запретили проведение кольцевых гонок на территории страны. Попытки снять этот запрет результата не давали. Вплоть до того, что Гран-при Швейцарии Формулы‑1 в 1982 году провели во Франции.
Наконец, в 2007 году нижняя палата швейцарского парламента проголосовала за отмену запрета, отметив, что за полвека фантастически вырос уровень безопасности гонщиков и зрителей. Но верхняя палата лишь год назад в порядке исключения разрешила гонки электромобилей – в рамках чемпионата Формулы-Е.
Любопытно, что ралли (определенно более опасное для зрителей, чем «кольцо») гонениям не подвергали. Швейцарское ралли «Дю Вале» имеет 40‑летнюю историю.
2. Гран-при Кубы (1958)
Быстрые машины группы B таили повышенную опасность не только для пилотов, но и для зрителей.
Это наглядный урок на тему, рационально ли затевать большие гонки в странах с нестабильной политической ситуацией. На Кубе революция длилась пятый год, когда пятикратного чемпиона Формулы‑1 Хуана Мануэля Фанхио похитили участники «Движения 26 июля», возглавляемого Фиделем Кастро. При выходе из отеля аргентинца под дулом пистолета усадили в машину и увезли. Более суток он был в плену. Обращались с ним вежливо, даже организовали интервью. Похищение понадобилось для политической борьбы, и в конце года революция победила.
С Фанхио ничего дурного не произошло, кроме того, что он не стартовал в гонке, которую тогда выиграл Стирлинг Мосс. Правда, кубинский Гран-при был самостоятельной гонкой и не входил в список этапов чемпионата мира. Фанхио затем долгие годы общался и дружил с Арнольдом Родригесом – непосредственным участником похищения.
3. Группа B (1983)
В среде раллистов до сих пор в ходу шуточный термин «группа B» – так называют слишком мощный и быстрый, но сложный в управлении автомобиль. Так оно и было, когда Международная федерация автоспорта (FISA) приняла свод технических требований для раллийных автомобилей Group B. Вкратце: минимум серийных элементов и ограничений, касающихся конструкции, плюс нелимитированная мощность.
Сейчас такие машины не допустили бы даже на «Дакар». А тогда это привело к бешеному росту популярности ралли и, что было вполне предсказуемо, к увеличению числа аварий с тяжелыми последствиями. В частности, погиб лидер чемпионата 1986 года Хенри Тойвонен. Поэтому FISA не только заморозила проект создания раллийной группы S (вообще ничего серийного), но и запретила группу B.
4. Кольцевые трассы СССР (1965–1991)
Сегодня сложно понять, какие мотивы двигали руководством советского автоспорта (его составляли главным образом военные из ДОСААФ), но все объекты, которые можно было назвать трассами для шоссейно-кольцевых гонок, располагались за пределами РСФСР. А стационарных автодромов к моменту распада СССР построили только два – в Риге («Бикерниеки», на фото) и в Киеве. При этом важнейшими центрами кольцевых гонок являлись Москва и Тольятти.
Результат: Россия на какое-то время осталась вообще без площадок, пригодных для проведения «кольца». Первый полноценный автодром – «Смоленское кольцо» – открылся в 2010 году
5. Развал DTM (1995–1996)
Зрелищный и популярный чемпионат DTM образца 1992 года наступал на пятки Формуле‑1.
Вся ранняя история немецкого чемпионата DTM состоит из взлетов и падений, но тут случилось нечто особенное. По одной версии, владельцы серии Deutsche Tourenwagen Meisterschaft обратились в FIA за поддержкой, считая, что у «немецкого чемпионата мастеров туринга» есть шансы стать всемирным. По другой – FIA сама наложила лапу на успешную серию, использовав ее временные трудности. Как бы там ни было, владельцы DTM наделили Международную автомобильную федерацию большими полномочиями, в том числе коммерческими.
В 1995 году под ее опекой чемпионат, переименованный в ITC, моментально получил этапы в Японии и Бразилии. Но через год тихо умер из-за ухода участников (слишком выросли расходы) и непомерных цен на всё – от билетов до прав на телетрансляцию. Возродили его в 2000‑м. И с тех пор не проявляют желания заполучить статус мирового или вывеску «проходит под эгидой FIA».