Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Автомобили, которые никому не нужны: топ аутсайдеров

Общее падение автомобильного рынка сделало свое черное дело, и при желании можно составить не только десятку, но и двадцатку моделей, которые продаются в России очень плохо. Или не продаются вовсе.
Полная версия

Не буду скрывать свой источник. Это сводки Ассоциации европейского бизнеса (AEB), публикующиеся ежемесячно. Для анализа возьмем новейшие данные, за июль 2016 года и за последнее полугодие. Будем смотреть модели, которые хотя бы потенциально могут неплохо продаваться. Такие автомобили, как Subaru WRX STi и Mitsubishi Lancer Evolution, в расчет не берем: они никогда не были массовыми. Правда, раньше их продавали десятками, теперь – единицами.

В этом году падение авторынка продолжилось, и, как отмечает Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, оно шло быстрее, чем предполагалось в начале года. Однако уже сейчас, во второй половине года, негативный тренд должен замедлиться. И через некоторое время мы перейдем к плато, когда объем продаж автомобилей зафиксируется на определенном уровне. Пока же наблюдаем спад.

Лидеры те же, аутсайдеры новые

За первое полугодие, с января по июнь, в стране продали 672 140 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Лидеры рынка (тop-10) все те же: Lada в альянсе с Renault, Kia и Hyundai, Toyota, Nissan, Volkswagen, ГАЗ-Коммерческие автомобили, Skoda и Ford. Лишь немного отстает от группы лидеров УАЗ, чему можно только радоваться. Хотя 3907 машин, проданных за месяц в огромной стране, на рекорд не тянут. Ведь это общее достижение 175 дилерских центров, от Калининграда до Анадыря (данные аналитического агентства «Автостат»).

Opel Astra 2016 признали «Автомобилем года». Жаль, что мы знакомимся с этой моделью только заочно, без прямого контакта.

Искренне сочувствуем аутсайдерам рынка – ведь чем меньше у нас марок и моделей, тем скуднее выбор. Хуже всего пришлось маркам Acura, Opel и Great Wall: их продажи прекращены – хотя на сайте «Ирито», официального дистрибьютора китайской марки, по-прежнему рекламируется Great Wall H3 по цене от 990 000 рублей. И такой внушительный ценник – одна из причин провала.

Great Wall H3 неплох, но сделан на основе старого Isuzu Axiom. И цена около миллиона слишком высока.

А в июне прошлого, 2015 года у нас продали 53 Акуры, 1583 Опеля и 319 Грейт Воллов. Что привело к падению, всем известно: временное прекращение продаж Acura, сворачивание европейского направления General Motors и трения между Great Wall и компанией «Ирито», которая занималась продажей китайских вседорожников в России. Последнее связано с выводом на наш рынок марки Haval. Кстати, сколько у нас продали Хавейлов, в статистике АЕБ не отражено.

Компания Great Wall сосредоточила усилия на выводе на российский рынок нового бренда кроссоверов и вседорожников, Haval. Сколько машин этой марки продано, пока не афишируют.

Нет этим летом покупателей и у автомобилей марки JAC, также из Поднебесной. Впрочем, они плохо продавались уже давно. В прошлом июне их удалось сбыть только десяток.

JAC S5 на вид неплох, чем-то похож на Hyundai ix35. Но ценник высоковат – от 699 000 рублей.

В начале лета перестали пользоваться спросом и модели Haima. Оба два, и кроссовер Haima 7 от 599 900 рублей, и седан Haima M3 от 469 900 рублей. Впрочем, «семерка» высвободила место для перспективного кроссовера Haima S5, который обещали привезти нам уже этой осенью. А у «эмки» немало сильных одноклассников. Да и с названием модели китайцы, по-моему, промахнулись. Вряд ли кому-то нравится быть объектом для шуток.

Haima M3. Наверное, покупателям просто не хочется вести диалоги типа: — Какая у тебя машина? – M3! – О, баварская! – Нет, китайская. – Аааа!

Хотя если смотреть по полугодиям, «Хайма» выглядит стабильной. За первые шесть месяцев 2015-го у нас продали 115 машин этой марки. В этом году за тот же период – 114.

«Кроссовер» Haima7 вряд ли способен вызвать искренний восторг, тем более в сравнении с сильными конкурентами во главе с Renault Duster.

Зато в Россию официально пришли автомобили другой китайской марки, Zotye (Зоти): седан Z300 и «переднеприводный кроссовер» T600, подозрительно похожий на Volkswagen Touareg. Естественно, именно последний и делает марке основную кассу, хотя с ценами от 849 990 до 959 990 рублей это тяжеловато.

Еще один автомобиль, который сильно похож на другой, более известной марки – это Zotye T600. О том, что он из себя представляет, мы сделали уже серию материалов.

Все-таки один миллион рублей – психологическая граница, к которой китайским машинам лучше пока не приближаться. Поэтому за июнь у нас продали всего 21 Zotye. А вообще продажи автомобилей этой марки начались в марте, и за это время удалось реализовать 74 машины.

Седан компакт-класса Zotye z300 появился у нас совсем недавно. Выглядит неплохо, но чем является на самом деле, пока непонятно.

Еле теплится душа на российских просторах и в другой китайской марке, Changan, хотя под этим брендом у нас продаются три модели: компактный кроссовер CS35 по цене от 747 900 рублей, среднеразмерный седан EADO (Иэдо) от 560 000 и даже седан бизнес-класса Raeton от 1 339 000 рублей.

Changan CS35 – обычный переднеприводный китайский компактный кроссовер. Не более того.

Чем не угодил нашим потребителям Changan Raeton, легко понять – ведь он не только перевалил за ту самую психологическую границу, но и приблизился по стоимости к очень приличным конкурентам. Например, практически за те же деньги можно купить Kia Optima в богатой комплектации Luxe, а в базовой версии Classic автомобиль на 250 тысяч дешевле!

Changan Raeton слишком дорогой, конкуренции с прочими одноклассниками ему не выдержать.

А вот EADO, конкурируя по ценам с Hyundai Solaris, Kia Rio и Lada Vesta, превосходит их размерами. Но соперников, оказывается, слишком много. Это еще и Renault Logan, и Skoda Rapid, и Citroen C-Elysee, и Volkswagen Polo, Chery Arrizo7, М11 и Bonus3, и Geely Emgrand, и Lifan Solano и Сebrium, и FAW Besturn B50…

Changan EADO просто теряется в своем классе «бюджетных» компактных седанов. Была бы у него хоть одна яркая отличительная черта!

Никого не забыл? Наверняка не всех перечислил, но это не важно. Главное – Иэдо — одна из машин в своем классе, на которые покупатель посмотрит лишь в самую последнюю очередь. Такая же история и с CS35. Так что удивляться 24 проданным Чанганам в июне этого года против 51 в прошлом не приходится. Хотя за полгода у марки есть прирост, и приличный, на целых 38%. Но если брать не процентовку, а количество машин, он уже не так впечатляет: 307 против 222.

Нелегкая коммерция

Есть такая китайская марка Foton. У нас под этим именем продаются легкие грузовики и микроавтобусы. В этом июне в России нашли спрос девять Фотонов против двух в прошлом. То есть рост составил (только держитесь) 350%! Можно писать пресс-релиз о рекордных продажах. А за полугодие продано 27 машин этой марки против 13 в 2015-м. И здесь тоже рост — 108%! Что мешает Фотону продаваться не единицами, а хотя бы сотнями, ясно: подразделение коммерческих автомобилей «Группы ГАЗ». С ГАЗелями и Соболями конкурировать у нас очень тяжело.

Foton Ollin – один из многих китайских грузовиков, продающихся в России. Но у ГАЗели Next аудитория на несколько порядков больше.

Не выдерживает конкуренции и Isuzu: в июне этого года у нас обрели владельцев всего 33 машины этой марки, хотя в прошлом таких оказалось 55. А итог по полугодию стал хуже на 18% (248 против 302 экземпляров).

Марка Isuzu в нашей стране хорошо известна, но выживать ей все тяжелее. Продаж – минимум. А жаль.

Немногим лучше обстоят дела у Iveco, несмотря на крупный заказ на маршрутки на базе Daily от московских транспортников. В этом июне нашли спрос лишь на 50 итальянских машин – на 16 больше, чем в прошлом году. И все-таки по полугодию получился спад на 5% (316 против 334).

Микроавтобусы Iveco Daily, служащие теперь маршрутками в столице, очень хороши. Но прочие автохозяйства предпочитают те же ГАЗы.

Но что мы все о коммерческой технике? Давайте вернемся к легковушкам. Например, тем же итальянским. Ведь мы их любим, хоть и странною любовью: издалека. Больше как предметы искусства, чем как транспортные средства.

В альфовскую Джульетту легко влюбиться. Но и в этом случае Ромео должен быть с тугим кошельком. В конкурентах у «итальянки» Mercedes-Benz A-класса и BMW 1-й серии.

В июне этого года в России продали всего 12 Alfa Romeo. Сейчас нам предлагается две модели легендарной марки — микролитражка MiTO и яркий компактный хэтчбек Giulietta. Впрочем, здесь уже можно говорить о заметном росте, так как в июне прошлого года Альфы у нас не продавались вовсе! А если сравнивать итоги этого и прошлого полугодий, рост оказался четырехкратным: 53 автомобиля в этом году против 13 в прошлом. А в процентах это 308% роста! Видите, какая диалектика…

Alfa Romeo MiTO – крошка с большой претензией. И цена у машины далеко не для каждого.

Я, как и многие другие, давно «похоронил» российские Крайслеры. Однако вот в этом июне они еще продавались. Целых два. В прошлом июне – три. А за шесть месяцев в этом году набралось 16 проданных машин против 24 в прошлом. При большом желании можно собрать всех новоиспеченных владельцев за одним большим столом. Процентовка и по одному месяцу, и по полугодию одинакова: падение на 33%. Насколько я понимаю, во всех случаях речь идет об одной модели – минивэне Grand Voyager, предлагающемся по цене от 3 316 000 рублей. Конечно, и здесь конкуренция огромная. Сколько еще эта марка протянет в таком состоянии, неизвестно.

Chrysler Grand Voyager. Три с лишним миллиона за такой автомобиль – это, извините, перебор. За эти же деньги можно купить неплохой Mercedes-Benz V-класса!

Из всего этого ясно одно: в период кризиса рынок становится более требовательным к товарам. И если у автомобиля есть какая-то слабина, нужно прикладывать огромные усилия, чтобы компенсировать этот недостаток каким-то достоинством. Лучше всего — привлекательной ценой. Если это невозможно – чем-то еще, нужно проявить смекалку. В благословенные времена стабильности торговлей могут заниматься и ремесленники, в кризисные времена за дело должны браться те, для кого это искусство.

И еще одно. Как говорят те же самые китайцы, как видно, наиболее пострадавшие от этих перипетий, «кризис – это время новых возможностей». Сейчас можно купить машину, которая не должна быть эксклюзивом, но становится им из-за малочисленности. Те, кому нравится отличаться от других – пользуйтесь моментом!

Фото: фирмы-производители и motor1.com

Подпишитесь на «За рулем» в

Пименов Илья
04.08.2016
Поделиться: