Экология
ЭлектромобилиБиотопливоУтилизацияЭкология

Tesla плюс Осло: как «электрифицировалась» Норвегия

Как могло получиться, что Tesla Model S стала бестселлером… в Норвегии, в этой скандинавской стране с холодным климатом?
Полная версия
Электромобили легко узнать по номеру: EL – это фактический пропуск всюду!

Есть такая старая шутка: мол, существует 48 причин, по которым я не играю в казино, и первая из них — у меня на это нет денег. Провожу аналогию. Существует множество причин, по которым лично я никогда не куплю автомобиль Тесла. Но попробуйте навскидку угадать страну, в которой электромобили занимают аж 23% среди всех проданных в прошлом году машин.

Угадать, по-моему, невозможно: вопрос на чистое знание. Это – Норвегия. Мягко говоря, не самая теплая страна на свете. С ее высоченными ценами и налогами. И с НДС в 25%. Однако же сегодняшний бестселлер в Норвегии – именно Tesla Model S стоимостью 70 тыс. евро.

Регистрация электромобилей в Норвегии по годам: рост очевиден

Чем же завлекли норвежцев? В первую очередь, как ни странно, – ценой! Давайте считать. Упомянутый НДС за машины на батарейках платить не надо, то есть четверть цены вы уже отыграли. Для сравнения: классический конкурент вроде BMW 640d xDrive Gran Coupe после уплаты всех налогов и сборов обойдется жителю Осло примерно в 140 тыс. евро! Налицо – двойная разница.

Это еще не все. Норвежцы платят огромные налоги на регистрацию машины, которые могут доходить до пятизначной суммы. Но за машину, у которой эмиссия СО2 отсутствует, его платить тоже не надо. Вот и получается, что покупка и регистрация электрического Гольфа в Норвегии обойдется в 30 тыс. евро, что дешевле базовой версии с бензиновым мотором и сравнительно бедной комплектацией!

Карта фирменных экспресс- (обозначены красными пиктограммами) и обычных (серые пиктограммы) зарядных станций

Проблем с розетками здесь нет. Собственно, розетки тут используют давно – для зимних прогревов. Электричество в Норвегии гораздо дешевле, чем в среднем по Евросоюзу. При этом его вырабатывают ГЭС: сжигать уголь не надо (кстати, нефть и газ норвежцы добывают сами). Наконец, имеет значение лимит скорости  – 100 км/ч по автостраде. Это не позволяет высаживать батарею в ноль чрезмерным лихачеством, а потому реальные пробеги е-мобилей становятся не такими уж и маленькими.

Обладатель электрокара имеет право двигаться по выделенным автобусным полосам, не платить за парковки, не оплачивать проезд по платным магистралям, бесплатно пользоваться паромами… Наконец, есть политический подтекст: мы уже сообщали, что согласно национальному плану автомобилизации, начиная с 2050 года продажа новых авто с ДВС (кроме грузовых) будет, скорее всего, запрещена!

Так выглядят фирменные зарядные станции Tesla

Остается лишь вспомнить о том, что Норвегия сама по себе небольшая (67-е место по площади в мире), а потому в повседневной жизни среднему норвежцу (почти 80% из них обитают в городах) нет никакой нужды рассчитывать на поездки в тысячи километров, а также в какие-либо забытые Богом терра инкогнита. 

И все же странно все это. Ведь хорошо известно, что одним из главных недостатков электромобилей является их прожорливость по части микроклимата в салоне: что печка, что кондиционер «кушают» очень прилично. Следовательно, имеет место целенаправленная политика поддержки именно такого вида транспорта, который применительно к Норвегии действительно можно считать экологически чистым.

Выделенная полоса? Очень хорошо: вот здесь и поеду!

Впрочем, лично я убежден, что все эти завлекалочки – временная мера, которую нетрудно претворять в жизнь при небольшом общем количестве электромобилей. Как только их станет больше, карета тут же превратится в тыкву

Какое нам дело до всего этого? Да просто интересно.

Подпишитесь на «За рулем» в

Колодочкин Михаил
06.08.2016
Поделиться: