Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Родстер на базе Калины: Крым? Наш!

Знакомимся на автодроме с центральномоторным родстером «Крым», разработанным и собранным выпускниками МГТУ им. Баумана из команды Bauman Racing Team, узнаём историю проекта в лабораториях Бауманки и следим за путешествием Крыма в Крым.
Полная версия

 

Стильный приземистый силуэт, пространственная рама, прикрытая навесными панелями, складнáя крыша. А за сиденьями – 106‑сильный вазовский мотор, приводящий в движение задние колеса. Это родстер Крым. Наш Крым! Потому что разработан выпускниками МГТУ им. Баумана и собран в стенах этого знаменитого университета. 

История родстера столь же необычна, как он сам. В 2013 году команда Bauman Racing Team приняла участие в международном конкурсе Formula Student, где ребята выступают на формульных болидах собственной разработки. Участники самого первого коллектива учились на старших курсах, а правила Формулы-Студент запрещают принимать участие в этих соревнованиях после защиты диплома. Не желая расставаться с молодыми талантливыми инженерами, руководитель BRT Дмитрий Онищенко предложил им заняться новым проектом – малобюджетным молодежным родстером. 

– Умелые руки и острый ум всегда в цене, и ребятам поступали интересные предложения. Но деньги не всегда играют решающую роль. А я, не желая терять слаженный коллектив, смог предложить идею, которая воодушевила парней. Сам я оканчивал Бауманку в 1999 году; для нашего образования это были «голодные годы», и свои усилия я прикладывал к собственным машинам. То были старые Opel Calibra и Alfa Romeo 155. Сейчас возможностей у студентов и аспирантов куда больше: мы постоянно расширяем техническую базу, покупаем производственное оборудование, студенты технологического факультета пишут для станков программы. К примеру, недавно у нас появился пятикоординатный станок, который позволяет работать не только с пластиком, но и с высокопрочными чугунами и высоколегированными сталями. Так что у нынешнего поколения есть все возможности, чтобы реализовать самые смелые идеи.

Вам не кажется, что этот тот случай, когда родители навязывают свои несбывшиеся мечты детям против их воли? Если кажется, перекреститесь: Дмитрий Онищенко реализовал себя как ученый, педагог и руководитель, а его бывшие и нынешние студенты увлечены работой не меньше его. Создать свой собственный автомобиль – мечта любого инженера-конструктора. Не гоночную формулу, хотя именно она воплощает передовые технические решения, но и не утилитарную машину, а что-то необычное – при этом с перспективой мелкосерийного производства. Как родстер Крым. 

Конструктив 

В качестве несущей системы выбрали пространственную раму из труб, второй прототип будет иметь коробчатую конструкцию из листового металла, усиленную дополнительными ребрами жесткости в наиболее нагруженных местах. Роль дуг безопасности за сиденьями играют круглые трубы диаметром 50 мм. 

Для соединения элементов рамы использованы сварка в инертной среде, склеивание и склёпка. С помощью системы автоматизированного проектирования конструкцию оптимизировали, сохранив минимальную массу и обеспечив необходимую прочность. Расчетная жесткость на кручение – 18 000 Н·м/град, как у седана Лада Веста

Даже с вазовскими интерьерными элементами салон Крыма выглядит ярко. Базовая эргономика хороша, недочеты конструкторы готовы устранить.
 

Рама прикрыта композитными панелями из стекловолокна и углеволокна с применением полиэфирной и эпоксидной смол. Для получения матриц использовался полноразмерный макет автомобиля, выполняющий роль мастер-модели. Спроектирован механизм открывания заднего капота, имеющий две оси – благодаря этому капот откидывается в обход задней кромки бампера. Оба капота и первую секцию механизма крыши поддерживают газовые упоры. На первом прототипе двери имеют стальной каркас, на следующем используют сэндвич-панели. 

Ветровое и боковые стекла – собственной разработки. Стеклоподъемники, основанные на элементах от Калины 2, адаптированы к родстеру. Механизм крыши, в том числе его кинематику, бауманцы разработали самостоятельно. Верх состоит из трех жестких частей, соединенных между собой силовыми элементами и тягами для ее складывания. Сверху крыша обшита кабриолетной тканью (одним общим полотном) для герметизации. Форму держат композитные панели, которые закреплены на силовых элементах. Механизм запирания позаимствован у Audi TT. 

Оптика – собственной разработки: корпуса изготовлены вручную, стекла фар – оригинального дизайна. В передних и задних блоках используются светодиоды, за ближний и дальний свет отвечает линза с биксеноновым модулем. Длина родстера – 3848 мм, ширина – 1679 мм, база – 2470 мм. А высота – всего 1195 мм!  

Подвески McPherson позаимствовали у Калины. Характеристики пружин и амортизаторов подбирали под меньшую массу, а геометрию изменили из компоновочных соображений.

Подвеска – полностью собственной разработки, с использованием некоторых комплектующих от Калины 2 (поворотный кулак, ступица, нижний рычаг). Геометрия и кинематика полностью переработаны: Крым отличается от Калины продольными и поперечными углами наклона оси поворота колеса, плечом обкатки, углом наклона нижнего рычага для антиклевкового эффекта. Для нижней шаровой опоры разработан переходной кронштейн. 

Параметры стабилизатора, упруго-демпфирующих параметров подвески рассчитаны заново. Амортизаторные стойки изготовлены на производственных мощностях самарского НПО «Система технологий», известного по бренду SS20. У кронштейна крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку изменены геометрия и высота его расположения на корпусе амортизатора. Иначе относительно подвески расположены рулевая сошка и механизм, позаимствованный у серийной Калины, изменены рулевые тяги и геометрия рулевой трапеции. 

Сзади – передняя подвеска от Калины 2 с измененной геометрией (похожее решение использовали на полноприводниках Лада Тарзан лет пятнадцать назад). У амортизаторов и пружин – оригинальные характеристики, подобранные с учетом параметров родстера, иные, нежели у Калины, кастер, угол наклона нижнего рычага и положение реактивных тяг на раме автомобиля. 

Подпишитесь на «За рулем» в

Никишев Вадим
12.08.2016
Поделиться: