Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Старье берем: чем грозит бум продаж подержанных машин

Повышенный спрос на автомобили с пробегом уже обернулся для покупателей ростом цен. При этом дорожают преимущественно самые старые машины, которые в силу относительной доступности пользуются наибольшей популярностью. А вот секонд-хенд посвежее и без того стоит ненамного дешевле новых авто, тем более что на рынке еще встречаются прошлогодние предложения с нулевым пробегом.
Полная версия

Автохлам опять в цене

В то время как продажи новых машин продолжают падение, б/у сегмент все еще в цене. Так, в июне этого года вторичка выросла на 12,4%, до 450,1 тыс. единиц, подсчитали в «Автостате». По итогам же первого полугодия в России было продано 2 млн 465 тыс. подержанных машин – на 11% больше, чем годом ранее. Как известно, в этом сегменте цена определяется главным образом уровнем спроса, поэтому неудивительно, что на фоне растущего интереса со стороны покупателей она в целом увеличивается.

К примеру, средняя цена подержанных машин возрастом до 10 лет, продаваемых на сайте Drom.ru, в июне выросла на 1% и достигла 686,5 тыс. руб. При этом стоимость трехлетних автомобилей составила 926,8 тысячи, несколько снизившись по сравнению со средним ценником месячной давности (928,2 тыс. руб.). А вот пятилетние машины, напротив, за месяц подорожали: с 701,9 до 707,5 тысячи. Примерно столько же прибавили в цене и семилетние автомобили: с 587,4 до 592 тыс. руб.

Если раньше на машине ездили четыре года, то сейчас этот срок достигает 5-6 лет, отмечают экперты. Увеличивается срок владения автомобилем – растет и пробег.

Рост цен связан с общим удорожанием новых автомобилей и, соответственно, выводом на вторичный рынок «свежих» машин с более высокой ценой, поясняет директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Константинов.

Впрочем, наибольшее количество объявлений по продаже подержанных машин приходится на более старые автомобили, чей возраст уже превысил 7 лет. В частности, машины 2007-2008 годов выпуска занимают свыше 30% в общем объеме предложений. А вот доля более свежих автомобилей (2011-2012 годы) составляет 25%.

Как говорит директор направления «Автомобили с пробегом» ГК «Независимость» Артем Самородов, возраст автомобилей на вторичке является зеркалом актуального парка автомобилей страны, а сам парк напрямую связан с объемами продаж и ввозом автомобилей из других стран в предыдущие годы. Несколько лет ввоз подержанных машин в страну почти отсутствовал, а продажи новых автомобилей в последние годы стремительно падали. И есть еще один фактор, повлиявший на старение парка, – активный вывоз свежих автомобилей с пробегом в 2014-2015 годах.

Возрастной кризис авторынка

Действительно, российский рынок новых автомобилей сократился вдвое относительно докризисного 2012 года, когда было реализовано 2,9 млн машин. А импорт автомобилей с пробегом после введения заградительных пошлин в 2008 году уже давно сошел на нет. В прошлом году в Россию было ввезено всего 7,1 тыс. подержанных машин, хотя в былые годы поток автомобильного секонд-хенда превышал полумиллионную отметку, занимая 80% в общем объеме импорта. В целом же средний возраст легковых машин в нашей стране составляет 12,5 лет, причем почти треть автомобилей – старше 15 лет.

По мнению директора компании «ПодборАвто» Дениса Еременко, количество автомобилей возрастом старше семи лет на вторичном рынке будет только расти. «Гарантийные автомобили меньше ходят из рук в руки, а кризис в автомобильном бизнесе отбил желание у продавцов расставаться с такими машинами. На «корейцев» - самые продаваемые новые иномарки в России - гарантия 5 лет или 150 тыс. пробега, а сегодня дилеры предлагают 6-летнюю гарантию в подарок», – отмечает он.

Статистика подтверждает, что в условиях кризиса россияне стали менее охотно расставаться со своими машинами. Так, средний срок владения автомобилем, купленным новым, увеличился до 4,8 года. Владельцы подержанных машин также стали эксплуатировать их дольше, чем прежде, – 2,9 года. Как результат, растет и средний пробег автомобилей, выставленных на продажу, – он составляет 91,4 тыс. км.

По данным соцопросов, 13% потенциальных покупателей автомобилей согласны рассмотреть покупку подержанной машины вместо новой.

«Не секрет, что более половины машин, представленных на вторичном рынке, имеют скрученный пробег. Поэтому смотреть на показатели одометра в России я бы не советовал. В то же время люди, действительно, стали дольше эксплуатировать автомобили. Если раньше на машине ездили четыре года, то сейчас этот срок достигает 5-6 лет. Увеличивается срок владения автомобилем – растет и пробег», – комментирует гендиректор CarPrice Эдуард Гуринович.

Почти как новый

Между тем в июне на 5% выросло число предложений по продаже автомобилей 2015 года выпуска, в то время как по остальным возрастным категориям предложений стало меньше (на 6,5 – 9% в зависимости от года выпуска). По словам Артема Самородова, это обратная реакция на покупки, спровоцированные ростом валют: многие их совершали, руководствуясь не целесообразностью обладания автомобилем, а желанием зафиксировать свои рублевые сбережения.

«Многие автомобили были куплены в 2015 году по цене ниже, чем сейчас можно продать, в связи с чем клиенты пытаются на этом выиграть и поменять автомобиль с минимальными финансовыми затратами», – добавляет Дмитрий Константинов.

Эксперты авторынка считают, что количество автомобилей возрастом старше семи лет на вторичном рынке будет только расти.

По данным CarPrice, новые машины 2016 года выпуска по сравнению с 2015 годом подорожали на 10-12% – автопроизводители цены плавно, но уверенно повышают. При этом чем моложе подержанная машина, тем ближе ее цена к новому автомобилю: если новый дорожает на 12%, то годовалый — на 5-7%. «Вероятно, владельцы, руководствуясь этой логикой, хотят выгодно сбыть автомобиль. Продажи новых машин падают стремительно, и спрос смещается на вторичный рынок, поэтому бум конца 2014-го – начала 2015 года будет очень сильно давить на продажи новых автомобилей. Те, кто раньше мог позволить себе новое авто, сегодня идет на вторичку за той же моделью одного-двух лет», – рассказывает Эдуард Гуринович.

В компании «ПодборАвто» также наблюдают появление клиентов, которые раньше категорически не хотели б/у автомобиль, но охотно покупают его сейчас. Об этой тенденции говорят и соцопросы: 13% потенциальных покупателей автомобилей согласны рассмотреть покупку подержанной машины вместо новой.

Бестселлеры минувших лет

Кстати, модельная структура продаж подержанных иномарок значительно отличается в зависимости от возрастной категории. В первую очередь, это обусловлено жизненным циклом той или иной модели на рынке, однако в большей степени зависит от того, как она продавалась на рынке новых автомобилей в предыдущие годы. Так, среди «трехлеток» самыми продаваемыми сегодня являются Hyundai Solaris, Kia Rio и Toyota Camry, возглавлявшие рейтинги продаж на первичном рынке в последние годы. В категории от 4 до 7 лет все еще лидирует Ford Focus, однако за ним уже следуют Hyundai Solaris и Kia Rio, которые появились в продаже 5 лет назад и сразу же стали бестселлерами. В сегменте автомобилей старше 7 лет пьедестал почета занимают Toyota Corolla, Ford Focus и Mitsubishi Lancer, причем часть этих машин в свое время была завезена в Россию уже как «секонд-хенд».

По словам Дмитрия Константинова, повышенный интерес к различным моделям разных лет обусловлен ремонтопригодностью и большими продажами на момент реализации, а также относительной надежностью и неприхотливостью в эксплуатации. «Поскольку все больше и больше автомобилей продаются с увеличенной гарантией (до пяти лет), на вторичном рынке они составляют уверенную конкуренцию, влияя и на продажи новых авто. Также влияние оказывают программы поддержки от импортеров, которые предоставляют дополнительную гарантию и интересные предложения по кредиту на автомобили с пробегом», – резюмирует он.

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
11.08.2016
Фото: «За рулем»
Поделиться: